Важная информация:

 
 

 

Межрегиональный общественный фонд содействия развитию образования и культуры "Основы православной культуры"

 

7-е издание учебного пособия по курсу «Основы православной культуры» для 6 класса
(6 раздел)"

 

 

А.В.Бородина "Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры". Учебник для 4 класса (ОРКиСЭ).
А.В.Бородина Основы  духовно-нравственной культуры  народов России: Основы православной культуры. Учебник для 4 класса (ОРКиСЭ).

В помощь изданию учебно-методического комплекта "Основы православной культуры" А.В.Бородиной создан благотворительный фонд. Каждый может оказать посильную помощь:

- Реквизиты Фонда
- Образец заполнения платежного поручения

 

Взгляды и высказывания

"Толерантный" учебник по православной культуре не содержит ничего о православной культуре

В 2003 году после завершения скандала, связанного с ложным обвинением учебника Аллы Бородиной "Основы православной культуры" в "нетолерантности" удивительно скоро появился образец "толерантного православного учебника" - учебник Людмилы Шевченко "Православная культура" (Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. 1-й год обучения. Книга первая. М.: Издательский дом "Покров", 2003. 96 с.)

 

Уроки толерантности — это диверсия

13 марта 2008 г. в Московской городской Думе по инициативе фракции «Яблоко — Объединённые демократы» состоялся круглый стол на тему: «Противодействие экстремизму на национальной почве в городе Москве»

На круглом столе выступил член Президиума Народного Союза, член Совета Молодёжной Общественной Палаты Михаил Синицын

Член совета Молодежной общественной палаты СИНИЦЫН  М. В.:


Синицын Михаил Владимирович, член совета Молодежной общественной палаты. Молодежная общественная палата как независимый институт гражданского общества сосредоточила в себе различные организации — и политические, и общественные, но я в ней представляю политическую партию «Народный союз», членом президиума которой являюсь.

Уроки толерантности — это диверсия

13 марта в Московской городской Думе по инициативе фракции «Яблоко — Объединённые демократы» состоялся круглый стол на тему: «Противодействие экстремизму на национальной почве в городе Москве»

 

На круглом столе выступил член Президиума Народного Союза, член Совета Молодёжной Общественной Палаты Михаил Синицын

Член совета Молодежной общественной палаты СИНИЦЫН  М. В.:


Синицын Михаил Владимирович, член совета Молодежной общественной палаты. Молодежная общественная палата как независимый институт гражданского общества сосредоточила в себе различные организации — и политические, и общественные, но я в ней представляю политическую партию «Народный союз», членом президиума которой являюсь.

Владыка Вениамин о книгах Бородиной А. В.

Алла Валентиновна Бородина – выдающийся православный педагог. С большим интересом слушали её на Приморских образовательных чтениях наши учителя. Божие благословение ей и всем её ученикам. Дай Бог, чтобы по учебникам Бородиной учились все российские дети.

Владыка Вениамин, архиепископ Владивостокский и Приморский

Ответы на письма, доступные всем

Добрый день, М. А.!
Вообще-то, я надеялась, что Вы принесёте мне извинения за то, что сделали, или попытались сделать.
Христианская этика, видимо, Вам не указ, но ведь Вы перешагнули черту даже просто принятой в культурной среде нормы, просто человеческой. И вспомнили обо мне, только когда увидели результаты нового сражения в той войне, которую несколько лет назад разожгли (или Ваши ученики, разбирайтесь уж сами, на вашей совести).

Классики о либералах

Ф. Тютчев

 

Напрасный труд – нет, их не вразумишь, –
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация – для них фетиш,
Но не доступна им её идея.

 

Как перед ней не гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
1867

Против антирелигиозного невежества!

2007-06-27
Сергей Андреянов

 

В последнее время в обществе вновь обострился давний спор по поводу введения в учебный курс предмета «Основ православной культуры».

В качестве компромисса (в большей степени с атеистами, чем с представителями других исповеданий) сторонникам введения предмета предлагается курс «Основы мировых религий». С позиций преподавателя «Истории религий» в ВУЗе, данная идея представляется непродуктивной. Было бы, конечно, полезно дать молодому человеку любого исповедания широкие познания о духовном пути человечества. Однако следует сообразовываться с реальностью. Даже в рамках вузовской программы восприятие сложных религиозно-философских конструкций иных цивилизаций бывает для студента затруднено. Сравнительно небольшой курс, знакомящий школьника с «основами» от первобытных религий до новых религиозных движений, — и даже только с основными религиями мира, — будет просто бесполезен. Учащийся элементарно «утонет» в море пестрой, ненужной ему и сложной для восприятия информации.

адвокаты Ющенко-борцы с "Основами Православной Культуры"

Адвокаты Ющенко в Москве. Ими являются М. Барщевский и В. Лошак. Они проявили себя именно таким образом  в телепрограмме М. Шевченко "Судите сами", После того, как Ющенко попрал все мыслимые нормы права, они называли все это "движением к демократии" .

Думают, что мы "схаваем"

Комментарий СПГ: "Мы не заглотим крючки и наживки противников "Основ Православной Культуры".

ПОПЫТКА ПОДВЕСТИ ЧЕРТУ. Еще раз по поводу Гарри Поттера

НЕ БУДУ ПОДРОБНО ПОВТОРЯТЬ ИЗВЕСТНОЕ: волну "поттеромании", пронесшуюся по миру и не миновавшую и нас. Как всегда в таких случаях, не обошлось без крайностей. Отдельные наши "батюшки" довольно-таки энергично выступили против сего "бесовского совращения" (эту бы энергию да в государственных целях!). О. диакон А. Кураев более или менее взвешенно доказывал, что нет смысла неистовствовать из-за сказочек нового типа. Всё это, конечно, было лишь слабым отражением мировых бурь. Некоторые католические священники даже устроили для сей книги аутодафе, сиречь торжественно сожгли её, что побудило заведомых либералов к неистовой истерике в самом классически-либеральном — то есть наиболее тошнотворном — духе. Словом, всё прошло своим чередом…


По моему мнению, основные выводы по этой книге так и остались за рамками рассмотрения. Подчас создавалось впечатление, что уважаемые оппоненты говорят не то что на разных языках, но и о разных предметах. Увы, некоторая недосказанность сопутствовала едва ли не всем говорившим и писавшим на сию тему. Люди часто выплёскивали своё отношение, не пытаясь даже подумать, почему оно такое, хватались за готовые (и безмерно стёртые) ярлыки только затем, чтобы как-то оправдать свои эмоции… Особенно странно было ощущать то, что это происходит в России — стране, где литература имеет традиционно большое значение и где есть неплохая критическая школа. Впрочем, об этом должен быть отдельный разговор.


Коль скоро вся эта вереница современных сказок взбудоражила многих (и, кстати, показала, что сегодня не только в России литература может быть влиятельна), необходимо разобраться, в чём же тут проблема. Почему, как, откуда пришло такое отторжение в общем-то талантливого произведения? Почему люди так забеспокоились по поводу сказочек, которые, по большому счёту, рассчитаны только на самого раннего подростка?


Прежде всего надо сказать, что подросток, как тип, уже давно является центром моды в современном мире. Вся наша массовая музыкальная, извините за выражение, культура ориентирована на него — на его истеричность (вспомните, как ведут себя эти "звёзды" на сцене — да и в жизни), на его эмоциональность — а точнее, "гормональность" (то, что в русской традиции принято выражать поговоркой "моча в голову ударила"; в ней хорошо показан и сам характер этих гормонов) — словом, на все издержки бурного пубертата. (Гораздо лучше моего ускоренного изложения это показано в книге Э. Лимонова "Убийство часового".) Поэтому неудивительно, что люди, привыкшие потреблять подростковость — и в общем-то не находящие для себя другого типа искусства (ибо его НЕТ на рынке), кинулись и на эту вещь. Но сам этот процесс и показал данную проблему — показал слишком ярко и отчётливо. Кроме того, к этому присоединилось и нечто иное.


Когда я читал изящные, точные, литературно хорошо отделанные сочинения А. Кураева, у меня возникало двойственное чувство. С одной стороны, да, так всё оно и есть. Сказка есть сказка. Эта сказка отнюдь не худшая. В наших народных сказках есть тоже персонажи далеко не от Писания — и не всегда только злые (хотя явно общающиеся с миром духов). Но нелепо же ожидать, что образ Бабы-Яги совратит кого-то в сатанизм! А между тем (и здесь приходится соглашаться с о. диаконом) в книгах о Поттере в доходчивой форме преподано многое из общечеловеческой морали. Преподано хорошо. Непонятно одно: почему же было такое "накидывание" на эти несчастные фэнтези?


Логичный, чёткий, аккуратно прописанный текст о. диакона напоминал мне массу сочинений лучших семинаристов XIX века — века, когда прямо из-под семинарской кафедры люди бежали в самое оголтелое безбожие (как, например, Чернышевский). Конечно, причин тому много. Но всё же — почему именно оттуда?


Такой текст и на такую тему и показывает, по-моему, одну из причин былой катастрофы — и нынешних скромных успехов Православия. В семинарии учили (и учат) крайне, предельно рационалистическому подходу. Семинаристы писали и пишут о духах — от третьей ипостаси Божества до духов злобы поднебесной. Но всё это — логические упражнения, формальные конструкции, более или менее хорошо сцепленные друг с другом, нечто такое, что сегодня компьютер за долю секунды налепит в количестве страшном. А вот другого — именно ЧУТКОСТИ к духам, к веяниям, к тому, что слышится "сквозь", "в тонком сне", "в дусе хлада тонка", как пророку, "сквозь мутное стекло", как Апостолу Павлу, — этого-то и не было там — и нет.


А без этого, без чуяния веяний, без интуиции, без "духов", самая лучшая логика — это только скальпель. "Всё им разрежу" — шумит отважный "семинар". Да, пожалуй. Только всё-то зачем? "Всё рассужу". Да на это жизни не хватит. Да и зачем — всё? Сидеть и философствовать, как миллион метафизиков до того: камень есть по сути камень, кирпич есть кирпич, "верёвка — вервие простое"? Дальше-то что? Такой подход и пригоден только для "кирпичей" — для "материи" в самом примитивном её понимании. И если кто-то со стороны придёт и скажет, что вот — "Бога нет", то таким мыслителям, пожалуй, даже и легче станет (по-видимому, это и было в XIX веке). С Дарвиным, конечно, "по логике" разбираться проще…


И странно, в высшей степени странно, что ТАКОЙ подход до сих пор применяется в обучении служителей ХРИСТИАНСТВА — религии, как говорил Элиаде, авраамической, религии Откровения. Сам же Кураев писал в других текстах: если Бог не сойдёт — человек до Него не достанет. Не анализ, не строительство Вавилонской башни (хотя, да, и это всё нужно или может быть нужно — но не в первую очередь) — но слышание того, что веет — а в идеале Того, кто навевает. Или того, кто куда как похуже — но пытается навеять свои отбросы… Тут, конечно, нужен дальнейший анализ и отбрасывание негодного. Но только ДАЛЬНЕЙШИЙ анализ. Анализ же в первую очередь может привести к "вавилонскому эффекту" — он мне про Фому, а я ему про Ерёму. Что, судя по всему, и получилось в дискуссии о Поттере.


А уж по отношению к литературному тексту, как вещи не формально-логической, вещи, где первую роль играют именно навевания, впечатления самые разные — вплоть до аллитерации тех или иных гласных — эта чуткость должна быть приоритетна. "Я СЛЫШУ в этом тексте нечто" — вот с чего должен начинаться анализ. Сперва "слышу", "чую" — и потом анализирую, что, почему, как на меня навеяло — и кто это навевает — Тот, кто наверху — или кто похуже. А если ничего не веет — нечего и резать, нечего скальпель тупить. Тогда одно из двух: либо здесь всё глухо — и не стоит на эту мертвечину и силы тратить, либо нет чуткости — ну, тогда нечего за это дело браться. Раз слон на ухо наступил — нечего в консерваторию идти.


Так вот, во всей этой "поттеровине", помимо всех политкорректных выводов, помимо провозглашения прописей типа "верность прекрасна, а измена дурна", помимо вполне положительного облика главного героя, а равно и сопутствующих ему лиц, помимо, помимо, помимо… слишком явно чувствуется дух, хорошо знакомый тем, кто изучал английскую литературу определённого типа. Это — садомазохистское влечение к Ужасу, Мраку, Крови. Именно так — с больших букв.


Слишком мрачен сам тон легенд. Слишком чудовищны все эти призрачные химеры — этого явно многовато даже для типичного подросткового эпатажа. Слишком огромен Волан-де-Морт — сиречь Воля к Смерти — ни больше ни меньше. Слишком безоглядно жестока жизнь — если это так можно назвать — в этом несомненно притягательном призрачном мире. Именно совмещение жестокости и притягательности, собственно, и пугает — своим явным "садо-мазо".


Но повторю: это — не новость. Для англосаксов это издавна притягательно (правда, особенно это расцвело в пуританское и постпуританское время — но это тема особого материала). И готический "роман ужасов", который родился во время Просвещения (кто бы мог подумать!) — в XVIII веке, и, конечно же, в Англии (и в котором, кстати, тоже чертовщины немеряно). И пресловутый Франкенштейн, родившийся опять-таки — где? — правильно, в Англии же. И фольклорные (то есть почвенные, запомним!) рассказики Диккенса, пронизанные сумасшедше-загробным ужасом, равного которому, пожалуй, трудно сыскать во всей мировой литературе. (Интересно, кто-нибудь читал все эти красоты с попыткой приворожить ненавидящую женщину, с амулетом из кожи повешенного, заговорённым в жутком ритуале, с сумасшествием и убийством? Даже гоголевские "ужастики" куда как светлее.) Запомним, что это писал писатель-гуманист, любивший кстати и некстати пролить слезинку по поводу бедных, несчастных, обездоленных. И детективы, появившиеся тоже в англосаксонской среде — и в которых всегда полно и Ужаса, и Мрака, и Крови — и которые ВМЕСТЕ С ТЕМ (!) захватывают и ВЛЕКУТ (!) читателя к этому. А тут ещё и это… повторение готического романа для подростков…


Да пусть бы эта миссис Ролинг вписала в тексты своих творений хоть все библейские и евангельские заповеди, хоть все советы Св. Отцов — что толку? Это же ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение! Что она ни напиши — сам дух, рвущийся отовсюду — вплоть до расстановки слов в строке — будет говорить именно об Ужасе, Мраке, Крови. И ещё — о том, как они страшно, необоримо, неотразимо притягательны.


Да, мы, взрослые люди, знаем, как с этим быть — книгу под стол, и все дела. Это же так, вымысел, fiction. А подросток?


Вопрос, который ставится и этими книгами, и всяким "толкиенутием", и прочим, прочим, прочим в том же духе, не столь прост. И должен он звучать так: не слишком ли специфична та часть англосаксонской культуры, которая теперь, в связи с глобализацией, без мыла лезет всюду? Не производит ли она разрушительного действия на души иных людей, не зацикленных на всякой дикости? И не должны ли мы оберегать себя от проникновения сего "духа", какими бы моральными прописями он себя ни прикрывал?


И речь здесь должна идти не только — и даже не столько о Поттере. К сожалению, и из-за последствий Великой Отечественной войны, и из-за жуткой идеологизации советского периода, и из-за мракобесности и нетерпимости личностей, называющих себя то "либералами" (тоже мне свободолюбцы!), то "демократами" (интересно, КАКОЙ такой "демос" — то бишь народ — они представляют?), у нас до сих пор неразвита тема соотношения различных национальных культур. Попробуй сейчас скажи, что то, что в одной культуре есть хорошо или, в крайнем случае, терпимо, для других может быть и разрушением — сразу получишь клеймо "фашиста" (по анекдотической логике — обвинять тебя будут реально в НАЦИЗМЕ, а клеймить — ФАШИСТОМ! Эти господа не понимают разницы между данными далеко не одинаковыми понятиями). Поэтому до сих пор и остаётся неисследованным данная разность культур.


Разумеется, это ни в коем случае не следует понимать так, что какую-то культуру надо объявлять "зловредной" с соответствующими оргвыводами. Здесь именно должна идти речь НЕ о какой-либо культуре как САМОЙ ПО СЕБЕ, но о культуре, уже воспринятой через призму ДРУГОЙ культуры и, в силу этого, как бы переделанной. Здесь было бы уместно такое сравнение: есть же бинарные боеприпасы. Два вещества лежат рядом — и каждое из них само по себе ничуть не опасно. Но вот они соединились — и в итоге получилось нечто или взрывоопасное, или отравляющее. Боюсь, что слишком часто нечто подобное получается при навязывании англо-саксонской протестантщины. И боюсь, что это относится не только к миру сказочек для подростков или около того, а ещё и при заимствовании у англо-американского мира всяких политико-экономических концепций — например, рыночности или вроде того…


Вот потому я, при том, что сам отнюдь не католик да и не очень люблю католиков, понимаю чувства того мексиканского падре, который взял эту талантливую — да, талантливую! — книгу мадам Ролинг — да и кинул её торжественно на площади в пылающий костёр, со всем фанатизмом и всей торжественностью времён былых. Оно, конечно, не метод — так бороться, да ещё и бороться с талантливой, в общем, вещью. Но натиск этой дикой и злобной англо-саксо-протестантщины сам по себе неистов и разрушителен — и потому вызывает неадекватные ответы.
Надо бы задуматься над ответами адекватными…

 

Лев Игошев

Общественная палата защитила ОПК

ЧТОБЫ СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ!

27 ноября перед зданием Общественной палаты митинг в защиту ОПК

 

27 ноября, с 11 ч. утра у здания Общественной палаты на Миусской площади проходит митинг в защиту школьного предмета "Основы православной культуры". Девизом митинга стали слова известного русского поэта и рок-музыканта Бориса Гребенщикова : "Чтобы стоять, я должен держаться корней!".

 

В заявлении организаторов мероприятия — Православно-Патриотического Комитета — говорится о том, что попытка законодательно отменить региональный компонент в образовании является "объявлением войны" православной русской культуре и правам православного большинства граждан России. "Тот, кто ее объявил, проиграет, — утверждают авторы заявления. — Мы не рекомендуем конфликтовать с православным большинством граждан России, тем более в преддверии предвыборной кампании в России". ППК выражает недоверие министру Фурсенко и верхушке Министерства образования и требует их отставки. Недоверие выражается также уполномоченному по правам человека Лукину , который вместо того, чтобы защищать права граждан России, попирает их, выступая против ОПК. "Основы православной культуры" должны быть введены в федеральный образовательный компонент, — считают организаторы митинга. "Школьный предмет ОПК стал знаменем борьбы за суверенитет России, за право нашего народа не только на славное прошлое, но и на великое будущее", — говорится в заявлении участников.

 

Митинг проходил 27 ноября 2006 года с 11-00 до 12-00 напротив центрального входа Общественной палаты РФ, расположенной по адресу Миусская пл., д.7, стр.1

Справки по тел.: 63-129-63, 8-917-514-60-20.

 

Общественная палата не пошла навстречу Андрею Фурсенко и рекомендует узаконить изучение религии в школах, не ограничиваясь изучением мировых религий. Это может привести к расколу регионов по религиозному признаку, считают эксперты.

 

Вчера три профильные комиссии Общественной палаты (ОП) одобрили проект рекомендаций Госдуме и Минобрнауки об изучении религии в школах. Поводом к обсуждению послужило письмо министра образования Андрея Фурсенко секретарю палаты Евгению Велихову. Министр попросил общественников высказаться по вопросу преподавания религии. Он не раз критиковал появление курса основ православной культуры в школах и предлагал заменить его историей мировых религий. В письме Фурсенко сетовал на то, что министерство не в состоянии влиять на решения региональных властей, которые включают в учебный план изучение религии.

 

Точку зрения Фурсенко на заседании отстаивал замминистра Дмитрий Ливанов. Курс не должен быть обязательным ни в одном регионе — он может вводиться только в конкретной школе по решению ее совета с учетом мнения родителей либо вне сетки занятий, либо в качестве спецкурса, пояснил он.

 

Общественники с ним не согласились: большинство пришло к выводу, что история мировых религий в школах не нужна — надо преподавать одну из традиционных религий России по выбору. По мнению председателя комиссии по толерантности Валерия Тишкова, основы православной культуры в школе отвечают запросам подавляющего большинства населения — православных, но и права исповедующих другие религии не должны ущемляться. Образовательного стандарта по преподаванию религии нет, напомнил его коллега Александр Адамский и предложил эту ситуацию исправить. Основы религиозной культуры должны присутствовать в учебных планах каждой школы, настаивал митрополит Климент. Бельгия — светская страна, но там обязательны уроки, посвященные той вере, к которой принадлежат хотя бы три-четыре ребенка в классе, отметил Климент.

 

В итоге ОП рекомендовала Минобрнауки подготовить закон о порядке изучения традиционных религий и разработать курсы религиозной культуры. Преподавать религии общественники предлагают по согласию учащихся: отказники будут изучать философию или этику.

 

Примеру православных областей могут последовать и регионы с преобладанием мусульманского или буддийского населения, говорит политолог Дмитрий Бадовский. В итоге это может привести к расколу страны по религиозному признаку, предупреждает эксперт.

 

В Москве прошел очередной пикет в поддержку ОПК

Около 30 представителей православной молодежи провели в понедельник пикетирование Общественной палаты РФ, потребовав введения "Основ православной культуры" в программу средних школ России.

 

Как передал корреспондент "Интерфакса", организаторы обещали "прокатить" на предстоящих парламентских выборах те политические силы, которые поддержат законопроект о ликвидации регионального образовательного стандарта (именно в рамках регионального компонента учебной программы сегодня ведется преподавание православия в ряде субъектов Федерации).

 

"Мы расцениваем заявления чиновников министерства образования о подготовке законопроекта о ликвидации регионального образовательного компонента как "объявление войны" православной русской культуре и правам православного большинства граждан России. Тот, кто ее объявил, проиграет", – заявил журналистам руководитель московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов.

 

Участники акции также выразили недоверие министру образования РФ Андрею Фурсенко и потребовали отставки тех руководителей этого ведомства, которые препятствуют введению в школах основ православия.

Об этом сообщает "Интерфакс-Религия"

 

Общественная палата допускает только добровольное изучение в школах религиозных предметов

[27-11-2006] Общественная палата РФ выступает за введение в школьную программу религиозных предметов только на основе добровольного выбора учащихся. Совместное заседание комиссий Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам интеллектуального потенциала нации, а также по вопросам культурного и духовного наследия состоялось в понедельник в Москве. В ходе заседания были приняты предложения палаты к Министерству образования и науки РФ, передает Интерфакс .

"Общепризнанным является то, что в воспитании молодых людей в системе образования большую роль занимают основы религиозной культуры. Это мировой опыт человечества. Нет стран, которые бы развивались вне этого опыта", - сказал на заседании глава комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков.

Он подчеркнул, что, в отличие от большинства европейских стран, Россия не имеет правовых норм о соотношении религии и образования. "У нас по этой части полный ноль", - констатировал В.Тишков.

При этом он отметил, что в подходе к преподаванию религиозных знаний в школах главными принципами должны стать взаимное уважение к различным вероисповеданиям, а также возможность выбора изучаемых предметов.

Напомним, что, благодаря лоббированию Русской православной церкви в некоторых регионах предмет «Основы православной культуры» введен как обязательный.

 

Единого мнения о преподавании основ религии школьникам пока нет

МОСКВА, 27 ноя - РИА Новости. Представители традиционных конфессий России и чиновники Минобразования пока не пришли к единому мнению о преподавании основ религиозных культур школьникам.

 

"Наша молодежь должна знать культурную и духовную составляющую нашего государства. Знание заповедей, духовной культуры будет не разделять, а только объединять жителей России", - сказал член Общественной палаты, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Климент в понедельник в Москве на совместном заседании трех комиссий Общественной палаты, посвященном изучению религиозной культуры в школе.

 

Митрополит убежден, что в рамках регионального и школьного компонентов следует преподавать предмет по основам той или иной религии.

"Он должен носит чисто культурологический, а не миссионерский характер и должен преподаваться специально подготовленными светскими учителями в обязательном порядке. Если родители школьника ориентированы на нерелигиозный образ жизни, то для него следует организовать изучение светской этики, культуры, философии. Такая практика существует в других странах", - подчеркнул митрополит Климент.

Кроме того, митрополит отметил, что, по результатам опросов, 80% респондентов хотят, чтобы их детям преподавали именно "Основы православной культуры", а не все религии одновременно.

 

Замминистра образования и науки Дмитрий Ливанов объявил на заседании результаты проведенного министерством анализа практики изучения основ религий в субъектах РФ.

 

В 19 регионах практики преподавания религиозных предметов вообще нет. В 35 преподаванием основ религиозной культуры охвачены небольшое количество школьников - до тысячи человек в каждом. В 17 регионах такие курсы читают нескольким тысячам учащихся. И только в восьми регионах религиозно-культурологическим предметом охвачены десятки тысяч детей.

 

Лидирует Белгородская область, где "Основы православной культуры" изучают 150 тысяч школьников. Кроме того, Ливанов выделил Чечню, Ингушетию, Московскую, Воронежскую, Смоленскую области и Краснодарский край.

Сегодня у здания Общественной палаты в Москве прошел санкционированный митинг в поддержку преподавания в школах основ православной культуры. В нем приняли участие около 20 человек. Они раздавали прохожим флажки "Я люблю ОПК" и листовки со словами из песни Бориса Гребенщикова "Чтобы стоять, я должен держаться корней".

 

Православной культуре объявлена война, как считает СПГ

Союз православных граждан обещает "прокатить" на предстоящих парламентских выборах те политические силы, которые поддержат законопроект о ликвидации регионального образовательного стандарта.

Союз православных граждан России выступил с заявлением:

Мы расцениваем заявления чиновников министерства  образования о подготовке законопроекта о ликвидации регионального образовательного компонента, в рамках которого преподается культурологический предмет "Основы православной культуры", как "объявление войны" православной русской культуре и правам православного большинства граждан России.  Тот кто ее объявил, проиграет.

Мы видим, что Министерство образования и науки лишило ликвидировать предмет "Основы православной культуры и заменить его секулярно - атеистическим курсом "Основы мировых религий". Только так можно расценить заявление  руководителя департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Натальи Третьяк о подготовке нового законопроекта и  о введении одиозного предмета "Основы мировых религий" в федеральный образовательный компонент.

Союз Православных Граждан предупреждает, что внимательно следит за позицией каждого депутата обеих палат Федерального Собрания России. Мы обещаем, что ни один православный христианин не проголосует за ту партию, представители которой проголосуют за законопроект о ликвидации "Основ православной культуры". Мы доведем эту позицию до каждого прихода, до каждого гражданина России. Попытки информационной блокады нашей позиции провалятся - сетевая структура православных приходов, братств, интеллектуальных групп, СМИ, ничуть не менее влиятельна в информационно- мобилизационном плане, чем машина промывки мозгов противников православного возрождения России.

Мы вновь выражаем недоверие министру Фурсенко и верхушке Министерства образования, которые борются с подлинно национальным проектом "Основы православной культуры", и требуем их отставки.

Мы выражаем недоверие уполномоченному по правам человека Лукину, который

вместо того, чтобы защищать права граждан России, попирает их, выступая против ОПК.

Мы не недоумеваем, почему Мэр Москвы Юрий Лужков выступает против "Основ православной культуры". Неужели у него мало политических противников?

Мы считаем, что президент Татарстана Шаймиев, выступая против "Основ православной культуры", демонстрирует политику ущемления прав православного населения края, составляющего около 50% жителей этого региона России. Это не единственный пример сегрегации - в Татарстане не признается целый православный народ - кряшены, а количество храмов - менее 200. Мы сторонники укрепления Российского государства, а попытки его конфедерализации считаем опасными.

Мы требуем введения введения "Основ православной культуры" в федеральный образовательный компонент.

Мы не советуем конфликтовать с православным большинством граждан России, тем более в преддверие предвыборной кампании в России. Отвратительная борьба с "Основами православной культуры" довела терпение православных граждан России до предела.

Вопрос преподавания "Основ православной культуры" стал политическим, а точнее, национально политическим. Против выступают те, кто  отказывают России, русским и другим народам России, большинство из которых исповедует православие, в праве на национально-культурное самоопределение, воссоединение разделенной страны и народа и на собственный цивилизационный геополитический проект. В итоге, это отказ в праве на суверенитет. Таким образом, школьный предмет ОПК стал знаменем борьбы за суверенитет России, за право нашего  народа не только на славное прошлое, но и на великое будущее.  Как поет русский поэт Борис Гребенщиков, "чтобы стоять, я должен держаться корней".

 

Союз православных
граждан России

Русский Взгляд. Интервью с прот. Димитрием Смирновым о курсе "Основы православной культуры"

Русский Взгляд. Интервью с прот. Димитрием Смирновым о курсе "Основы православной культуры"

Скачать файл (191 МБ)

Духовное возрождение России ныне обретает "второе дыхание"

- Есть ли положительные сдвиги по вопросам преподавания "Основ православной культуры" в государственных школах и введения института полкового духовенства? Кто является главным противником этих инициатив?

- Общественная дискуссия о преподавании "Основ православной культуры" в общеобразовательных школах ведется уже давно. К сожалению, многие противники этого предмета неверно понимают позицию нашей Церкви или намеренно ее искажают. Нас обвиняют в стремлении силами светской школы расширить свою паству. В общественное сознание упорно внедряется мысль о том, что "Основы православной культуры" - это Закон Божий, который Церковь намерена преподавать чуть ли не в обязательном порядке. На самом же деле речь идет о предмете культурологического цикла, преподаваемом на добровольной основе профессиональными педагогами. Иметь возможность прослушать такой курс - это значит реализовать право будущего гражданина и просто образованного человека на необходимый объем знаний об историческом, духовном и культурном наследии родной страны.

Ведь вне религиозного контекста невозможно понять всю сложность нашей истории. Без понимания духовных основ жизни народа немыслимо всерьез рассуждать о русской литературе, живописи, музыке. Возьмите, например, любой альбом по древнерусскому искусству, изданный в годы атеистического диктата. К каким уловкам, неуклюжим натяжкам и умолчаниям приходилось прибегать редакторам подобных изданий для того, чтобы вывести из-под внимания читателя очевиднейшее - величайшую духовную традицию, сделавшую возможным появление шедевров преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия и бесчисленного множества иконописцев, имена которых история не сохранила для нас! То же самое можно сказать и о русской литературе, архитектуре, музыке.

На мой взгляд, мировоззренческая монополия материализма, поныне сохраняющаяся в российском образовании, очень серьезно повредила гуманитарным научным исследованиям в нашей стране. Если в сфере точных наук советские ученые достигли феноменальных успехов, а их достойные наследники и поныне остаются "впереди планеты всей", то в области гуманитарных знаний все далеко не так благополучно. Полагал бы, что сохранение такой ситуации губительно для будущего страны.

Нередко высказываются опасения, что преподавание "Основ православной культуры" неизбежно повлечет обострение межрелигиозных и межнациональных отношений. Действительность свидетельствует об обратном. Во многих российских регионах "Основы православной культуры" уже преподаются, и до сих пор нигде не было зарегистрировано роста межнациональной или межрелигиозной напряженности. Наоборот, благодаря получаемым в рамках данного курса знаниям молодые люди лучше узнают и понимают друг друга, учатся взаимному уважению.

Кстати, многие представители российских мусульман, иудеев и буддистов неоднократно высказывались в пользу преодоления атеистического и агностического наследия в российской школе. В местах компактного проживания их единоверцев, а также в национальных школах крупных городов вместо "Основ православной культуры" или параллельно с ними может преподаваться аналогичная дисциплина на основе любого из традиционных для России вероисповеданий. Во многих местах так уже и происходит.

 

Источник - "Интерфакс-Религия"

Если бы у министерств культуры и образования было больше уверенности, мы могли бы ввести ОПК...

Если бы у министерств культуры и образования было больше уверенности,
мы могли бы ввести "Основы православной культуры" в кратчайшие сроки


 

О том, почему в школах России сегодня не удается повсеместно ввести православный предмет, как Церковь может оградить себя от несправедливых нападок, в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал правящий архиерей второй по числу приходов епархии Московского Патриархата архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

- Тяжело ли управлять таким большим подразделением РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ как Нижегородская епархия?

- Все в жизни познается в сравнении, и Нижегородская епархия действительно является значимой в Русской православной церкви. Действительно, здесь много интересного с точки зрения церковной жизни: и становление православного образования, и возрождение монастырского уклада, и укрепление приходской жизни, и в целом развитие дела просвещения. И хотя этим вопросам приходиться уделять много внимания, это интересно, поэтому я благодарю Бога за то, что Он судил мне пожить в это время и потрудиться на нижегородской земле.

И вообще, что такое тяжесть? Тяжесть - это когда человеку его занятие не нужно, не интересно. Скажем, у женщины родился ребенок. Тяжело ей за ним ухаживать? Тяжесть превращается в радость. Когда тяжесть превращается в горесть, это скорбь, а когда такой многоплановый труд превращается в духовную радость и удовлетворение, это счастье. То есть мне тяжело не в том смысле, что мне плохо, - просто приходится прилагать много трудов. Это многотрудное служение, но интересное и благодатное.

- Реально ли ввести преподавание "Основ православной культуры" в школах области?

- Я думаю, что во всех школах ввести этот предмет пока нереально. Здесь есть много вопросов. Во-первых, пока не готово к этому само министерство образования. Во-вторых, на сегодня нет такого количества специалистов, которые могли бы квалифицировано вести этот предмет. Но тем не менее, если бы у министерства культуры и министерства образования было больше желания и уверенности, то мы могли бы решить эту проблему в кратчайшие сроки. Нам придется много потрудиться и совместно с Департаментом образования Нижегородской области решить этот вопрос.

- Как, с Вашей точки зрения, должно осуществляться информационное освещение епархиальной жизни? Какие типы СМИ для этого наиболее эффективны?

- Прежде всего освещаться должны все сферы, все блоки епархиальной жизни, начиная от богослужебной, миссионерской, просветительской и заканчивая экономической. Потому что церковный организм очень живой, многогранный, и когда есть адекватный обмен информацией, тогда ты можешь более эффективно использовать и свой опыт, и свои знания.

Я бы не выделял какие-то определенные типы СМИ. Несомненно, самым мощным и крепким СМИ является телевидение. Оно охватывает максимальную аудиторию, имеет наибольший эффект информационного влияния. Однако есть категории людей, для которых более приемлемы другие СМИ. Для интеллигенции интереснее и познавательнее Интернет, который предоставляет самые оперативные новости из самого широкого круга источников. И несомненно, что в этом секторе информационного поля важно принимать активное участие.

Для более простых людей, там, где недостаточно технических средств или недоступны электронные СМИ, можно использовать и радио. И, несомненно, сохраняют свое значение печатные издания: газеты, журналы, книги, потому что зачастую печатное слово имеет самое глубокое значение. Когда человек смотрит телевизор, он часто получает поверхностное, импульсивное понимание, может быть, достаточное для того, чтобы получить некие начальные знания и опыт. А все остальное больше относится к печатному изданию.

- Нередко церковные структуры становятся объектами несправедливых нападок, провокаций и клеветнических кампаний. Могут ли они себя эффективно защитить?

- Я думаю, что могут. Но хотелось бы отметить, что не всегда приемлемы те приемы, которые используют СМИ. И мне кажется, что здесь одно из важнейших направлений - это не вопрос противостояния, а вопрос просвещения, то есть мы должны занимать более активную позицию в просветительской деятельности, мы должны свидетельствовать о своей вере. И тогда, я думаю, те несправедливые нападки, которые периодически выплескиваются на страницы газет, будут иметь меньший эффект.

- Можно ли отстаивать свои права в суде, имеет ли это смысл?

- Я думаю, что в каждом конкретном случае надо принимать конкретное решение. Но еще раз повторю, что уподобляться тем мирянам, которые сегодня занимаются откровенным сутяжничеством, не всегда приемлемо с точки зрения церковной этики. В каждом конкретном случае нужно принимать конкретное решение. Но я еще раз повторяю: наше противодействие таким явлениям - это наша активная позиция, это свидетельствование и проповедь Слова Божьего в церковной жизни.

- Насколько важен для Нижегородской епархии межрелигиозный диалог?

- Несомненно, важен, поскольку мы заинтересованы в мире и благополучии, спокойствии. И, конечно, обсуждение таких плоскостей социальной и общественной жизни, как наркомания, борьба с развратом, страстью пьянства, несомненно, могут найти общее понимание. Эти проблемы необходимо решать общими усилиями.

Архиепископ Павел считает, что преподавание "Основ православной культуры" как факультативного...

Архиепископ Павел считает, что преподавание "Основ православной культуры"
как факультативного предмета обречено на провал

 

Москва. 6 мая. ИНТЕРФАКС - Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел заявил о нецелесообразности преподавания "Основ православной культуры" только как факультативного предмета.

 

"Все мы когда-то ходили на факультативные занятия и прекрасно понимаем, почему идея преподавания курса ОПК в качестве факультатива обречена на провал", - сказал архиепископ Павел в субботу в интервью "Интерфаксу".

 

Кроме того, продолжил он, сам факультатив предполагает "дискриминацию по отношению к тем детям, которые хотят больше знать о православной культуре своей страны".

 

Владыка отметил, что Церковь совместно с рязанским отделом образования делает все возможное, чтобы преподавание "Основ православной культуры" не было факультативным.

 

"Этот предмет обязательно должен входить в сетку школьной программы как региональный компонент", - подчеркнул архиепископ.

Страница 2 из 3

 

Основы православной культуры. Проект А.В. Бородиной
Индекс Цитирования Яndex