|
 |
Вы здесь: Главная Публикации и доклады
|
|
Обращаем внимание всех, кто связан с преподаванием предмета «Основы православной культуры» по учебно-методическим комплектам известных авторов А. В. Бородиной и Л. Л. Шевченко. В июле 2011 г. по предложению сотрудника Калужского государственного института модернизации образования была подготовлена статья об опыте работы одной из школ Боровского района. Что произошло дальше?
Инок Максим (Смирнов) – насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, помощник по взаимодействию с учреждениями Министерства обороны, внутренних дел и юстиции благочинного 1-го округа Калужской епархии РПЦ
О продолжении системного преподавания «Основ православной культуры» с 1 класса во всех образовательных учреждениях Боровского района, а также об оказании помощи учителям, которые недавно прошли обучение на курсах повышения квалификации при Калужском государственном институте модернизации образования по новому комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) шел разговор на семинаре, состоявшемся в школе № 3 г. Балабаново.
Выступление Аллы Валентиновны Бородиной 10 февраля 2012 года на научно-практической конференции «Опыт проектной работы по развитию культурной педагогической среды школы и перспективы организации системного преподавания «Основ православной культуры» при введении ФГОС второго поколения» (Педагогическая секция « XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений, Боровский район Калужской области, МОУ «СОШ №3» г. Балабаново).
Выступление Аллы Валентиновны Бородиной 9 февраля 2012 года на Пленарном заседании XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений, посвящённых Году российской истории Глубокочтимые организаторы и участники XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений! В центре содержания нынешних Свято-Пафнутьевских образовательных чтений, как видим из программы, стоят две важнейших проблемы: укрепление российской государственности и возможность использования воспитывающего духовно-нравственного потенциала истории Отечества в рамках государственного образования. Мне бы, конечно, хотелось сформулировать вторую проблему более оптимистично, скажем, со словами: «перспективы» или хотя бы «условия успешности использования», но, к сожалению, пока придётся говорить о том, возможно ли вообще использование воспитывающего потенциала нашей истории в рамках государственного образования. С одной стороны, что ещё есть более важного для укрепления государственности, нежели живые уроки истории ошибок и славных побед, а с другой стороны, анализ содержания, которое навязывается сегодня школьникам и выхолащивает этот бесценный материал, оставляет мало надежд на его полноценное использование.
Выступление А. В. Бородиной на XIVЕпархиальных Богородично-Рождественских образовательных чтениях «Духовно-нравственное просвещение в семье и школе: соработничество Церкви, государства и общества» (по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента 22-24 сентября 2011 года), на секции 2 «Духовно-нравственное просвещение в учреждениях образования и культуры: методический аспект» (22 сентября, 15.00-17.00, г. Калуга, ул. Театральная, 36, Калужский областной театр юного зрителя). Прежде чем говорить о сочетаемости и взаимодействии универсального и регионального в преподавании курса «Основы православной культуры», следует сначала уточнить, что к основам православной культуры относится. И нельзя обойти вопрос о том, а что вообще составляет основу культуры? Наиболеераспространенным в науке является такой подход к исследованию культуры, когда за еёоснову берут тот или иной тип религии как главное интегративное начало.Это логично и обусловлено происхождением и исходным значением слова «культура» – возделывание, воспитание, образование, от исходного «культ» –почитание Бога. Почитание Бога, отношение к Творцу и взаимоотношения с духовным миром, таким образом, составляли основу всякой культуры, на этом фундаменте выстраивались творческие концепции, идеи художественного воплощения, пространственно-архитектурные и скульптурные композиции, литературные произведения, формировались формы общения с окружающими людьми и предметным миром.
 Мнения экспертов Основы православной культуры в аспекте интеграции мигрантов, приобщения их к русской культуре Николай Бондаренко, председатель Правозащитного Движения 'ПЧЕЛКИ' в поддержку православных приютов и образовательных учреждений, первый заместитель главного редактора журнала 'Человек и Закон'.
Выступление Аллы Валентиновны Бородиной на Пленарном заседании XII районных Свято-Пафнутьевских образовательных чтениях, посвящённых 20-летию возрождения монашеской жизни в Рождества Богородицы Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре, на тему: «Роль исторического и культурного наследия в возрождении России» (Калужская область, г. Боровск, 24–25 февраля 2011 г.) Ваше Высокопреподобие, глубокочтимые честные отцы, глубокоуважаемые организаторы и участники образовательных чтений! Совсем недавно на одной из телепередач был сделан опрос, результаты которого меня очень удивили: на вопрос: считаете ли вы, что нужно вернуться к социалистической экономике 79% респондентов ответили «да». Опрашивались люди разных возрастов, было много молодёжи. Факт очень интересный. Когда же речь заходит об образовании, то, как правило, 99,99% россиян считают, что нужно вернуться к прежней системе образования, расширив её содержание в соответствии с современными запросами. Вот такая картина настигла нас через 20 лет после развала социалистического государства. Катастрофу переживает и государственный русский язык. Именно потому, что он – русский, потому что благодаря этому языку его носителям доступно всё информационное, интеллектуальное и культурное пространство мира.
Учебно-методическое обеспечение как путь решения проблемы качества преподавания ОПК Выступление Аллы Валентиновны Бородиной на Международных Рождественских Образовательных Чтениях (секция «Учебно-методическое обеспечение преподавания основ православной культуры – основные задачи и пути решения» (Москва, 25 января 2011 года, Храм Христа Спасителя, Белый зал). (Публикуется в сокращении) В ряду условий успешного преподавания любого учебного предмета в школе на первом месте стоят системность и учебно-методическое обеспечение. И то и другое в первую очередь опираются на программу. Мой проект объединяет две программы, связанные преемственностью, общими целями и базовым содержанием. Эти программы – «Культура и творчество в детском саду» и «История религиозной культуры» – охватывают, соответственно, разные ступени образования – дошкольную, начальную школьную, основную и старшую школьную ступень. Различным остаются в этих программах объёмы, форма подачи содержания, степень глубины его раскрытия, методы работы, учебно-методическое обеспечение. В целом эти программы составляют единый курс «Основы православной культуры».
Основы православной культуры и творчество Доклад Аллы Валентиновны Бородиной на Образовательном форуме (21 января 2011 года, г. Калуга, Администрация Губернатора Калужской области, Законодательное собрание, пл. Старый Торг, 2, конференц-зал) Ваше Высокопреосвященство, глубокочтимые честные отцы, глубокоуважаемые организаторы и участники Образовательного форума! На встрече с руководством Федерального собрания, которая состоялась 17 января, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев говорил: "Особое внимание должно уделяться русской национальной культуре. Это основной костяк развития всей нашей национальной культуры". Чтобы никто не упростил значение этих слов до атрибутов крестьянского быта, одежды и обуви, уточним, что Президент напомнил, что русские – самый многочисленный народ в России, русский язык является государственным, а Русская Православная Церковь – крупнейшей конфессией страны.
Калуга, 21 января 2011 г. Многоуважаемый Анатолий Дмитриевич! Дорогие участники форума! Поздравляю вас с наступившим новым годом и завершающимся периодом святочных праздников, во время которых мы вспоминаем события, связанные с пришествием в мир Спасителя — Рождество Христово и Его Крещение в Иордане от пророка Иоанна.
(Выступление на Всероссийской конференции на тему «Уроки Смутного времени» 29 – 31 октября 2010 г.; Пленарные выступления, 29 октября 2010 г., г. Боровск) Бородина Алла Валентиновна, автор и разработчик курса «Основы православной культуры», кандидат культурологии, президент Межрегионального общественного фонда «Основы православной культуры», член Центрального Совета ОО «Народный собор», член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А. Н. Толстого, кавалер ордена Преп. Сергия Радонежского РПЦ.
Высокопреосвященнейшего ИЛАРИОНА, Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвящейнейший Митрополит Калужский и Боровский Климент, досточтимые отцы, возлюбленные о Господе братия и сестры!
Приветствую всех участников Всероссийской конференции «Уроки смутного времени», посвященной 400-летию героической обороны Свято-Пафнутьева монастыря от польско-литовского войска. Желаю Вам плодотворных трудов по возвращению нашему народу исторической памяти. Пусть молитвенная поддержка Святых угодников Божиих, Ваши соборные усилия послужат делу восстановления российской государственности и народного единства.
Пресс-релиз По благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента, при поддержке Губернатора Калужской области А. Д. Артамонова, в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре 29–30 октября 2010 г. состоялась Всероссийская историко-культурная конференция «Уроки Смутного времени», посвященная 400-летию героической обороны Свято-Пафнутьева монастыря от польско-литовского войска.
Архиепископ Почаевский Владимир выступил в защиту Общества блаженной Матроны Московской... «Мы, монашествующие Свято-Успенской Почаевской Лавры, выражаем свою поддержку Молдавскому Православному Обществу "Блаженной Матроны Московской". Кишиневский скандал, спровоцированный протодиаконом Андреем Кураевым, не оставил и нас равнодушными. Зная о "деяниях" протодиакона Андрея и о том, что он в последнее время все чаще и все более открыто выражает не учение Матери-Церкви, а свое личное заблуждение, этим самым уводя души людей в противоположную спасения сторону, молим Бога, чтобы прекратилось это бесчиние».
|
|
|