|
 |
Вы здесь: Главная Общие мероприятия Научно-практическая конференция для учителей ОРКСЭ, педагогов дополнительного образования образовательных организаций Троицкого административного округа Новомосковского административного округа г. Москвы
|
|
На тему: «Обновление содержания гуманитарного образования: историко-культурологический аспект» (Мин. образования и науки РФ, СП России и др.) Гуманитарное образование в России и вся гуманитарная сфера должны находиться под контролем государства, которое не может далее уклоняться от ответственности за духовное здоровье и нравственное состояние общества, и прежде всего детей и юношества. Отсутствие идеологии в жизни страны – это иллюзия. Задумаемся, к примеру, над тем, что происходит в современной России – в условиях, когда государство не считает духовно-нравственную область для себя подконтрольной. Разве идеология при этом отсутствует? Академик РАО ректор МГОПУ имени М.А. Шолохова Ю.Г. Круглов в своей книге «Русский фольклор» пишет о том, что ныне русская культура активно вытесняется «усвоением западной, и прежде всего американской цивилизации». Он замечает: «Как это ни прискорбно, интерес среди молодёжи к своему родному, национальному фактически исчез. Да и откуда ему быть, если в кино, на эстраде, телевидении и радио народной культуре нет места, а если что и показывается, используется, то в таком виде, что, кроме отвращения, других чувств не вызывает». Идеологическая «наполненность» – неустранимое свойство человека. Это хорошо понимает Церковь. Процитирую святителя Игнатия (Брянчанинова): «Священное Писание называет всякого вообще человека домом, обителью, сосудом. Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны. <…> Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом. Не дано ему пребывать единственно с самим собою, вне общения: это ему неестественно». Традиционная культура современной полиэтнической России разнообразна, однако при этом она является культурой единой страны, имеющей общие для всех идеологические ценности. Исторически они создавались русским православным народом или под его непосредственным влиянием. На протяжении многих веков наша государственная самостоятельность была запечатлена в идеале Святой Руси. Русские воины шли в бой «за веру, царя и отечество». Основополагающие духовные начала русского народа, обеспечившие ему в истории единство и жизнестойкость, отобразил фольклор. Например, в былине «Илья Муромец и Калин-царь» богатырь Илья, отвергая все предложения предводителя несметного вражеского войска царя Калина (соблазняющего его теми же, что и сегодня, материальными благами: едой, одеждой, деньгами), отвечает, что будет служить «за веру за отечество», стоять «за стольный Киев-град», «за церкви за Господние», «за вдов, за сирот, за малых детушек», «за князя за Владимира и со той Опраксой королевичной». Современный исторический период, связанный с освобождением нашего государства от богоборческой апостасийной идеологии предшествующих десятилетий, открывает возможность обращения русских к своим истокам, к своей национальной идее, которой, несомненно, является Православие. Возрождая разрушенные храмы, мы думаем прежде всего о возрождении духовных ценностей, о человеке, который создан был Творцом как «дом Духа Божественна». Мы думаем о гуманитарном образовании и нравственном воспитании новых поколений. Я вновь хочу обратить внимание на известную программу учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий «История религиозной культуры», которая концептуально разработана и создана членом Союза писателей России, главным редактором издательства «Православная педагогика» Аллой Валентиновной Бородиной. Программа рассчитана на все годы школьного обучения и имеет отчётливо выраженный историко-культурологический аспект. Её основное содержание связано с изучением культурообразующей религии России – православного христианства, однако наряду с этим программа знакомит учащихся с древними религиями и современной конфессиональной картиной мира. Делая акцент на изучении разнообразных (устных и письменных) вербальных форм религиозной культуры, программа также даёт представление об истории православия, о церковном искусстве, об устроении православного храма, о православном календаре, о православной этике, о культовой архитектуре других религий, о мифологии и другие знания. Учитывая возрастные особенности детей, А.В. Бородина умело расположила материал по принципу постепенного усложнения. К каждой теме составлены библиографические списки, которые окажут учителю существенную помощь. Данный курс способен решить важнейшую задачу обновления содержания гуманитарного образования России, и он должен быть востребован на государственном уровне, введён в учебный процесс. Хочу обратить внимание на то, что уже изданы учебные пособия для учащихся и учебно-методические пособия для учителей по многим разделам курса и в соответствии с программой. Их авторы – сама А.В. Бородина, а также И.Г. Архипова и И.В. Понкин. Ряд пособий к изданию готовится. Я внимательно познакомилась с учебным пособием А.В. Бородиной для 1 (2) класса «Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас» (М.: Православная педагогика, 2003). Имея опыт создания учебника для вуза, я хорошо понимаю трудности этого дела. Но создать учебник для начальной школы, да ещё по новой дисциплине – задача сверхтрудная, здесь требуется талант. У Аллы Валентиновны Бородиной он есть. Учебная книга «Мир вокруг и внутри нас» обладает особым, непостижимым единством, какой-то благодатной гармонией. И от обложки с редкими старинными ликами Спасителя и Пресвятой Богородицы, и от любой страницы богато иллюстрированной книги (цветные иллюстрации помещены на каждом развороте), даже от текста разливается энергия добра, на которую не сможет не отозваться чуткое сердце ребёнка. Содержание книги разбито на 32 урока, которые посвящены двум темам: «Духовное в реальном мире» и «Земная жизнь Иисуса Христа и православные праздники». Язык статей прост и ясен, обращён к детскому сознанию и восприятию, но при этом автору удалось сохранить глубину содержания очень сложных понятий: таких, как духовный и физический мир, Бог, грех, покаяние, святость. В тексте выделены трудные слова (расширяющие словарный запас школьника), а в конце каждого урока даны два словарика (орфографический и толковый ) и проверочные вопросы. Иногда в конце приведена пословица по теме урока. Например, урок 4 на тему «Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы» завершается пословицей «Жизнь дана на добрые дела». Так незаметно, через фольклор, русская православная культура предстаёт культурой общенародной, национальной. Эта сторона учебной книги раскрывается и в иллюстрациях. Они объединены тематически, но не по жанру: репродукции икон, картин, фресок, акварелей, старинных литографий, современных фотографий удачно дополнены репродукциями картин на библейские темы, выполненных народными художниками (Палех, Федоскино). В них выражено национально-русское восприятие событий Евангелия, как бы прошедшее сквозь призму сказок и былин. Для данного учебного пособия это хорошая находка. На фотографиях запечатлены русские храмы, русские пейзажи, Святая земля, лица детей, священники, Патриарх, церковные таинства и обряды – и многое другое. Изобразительный ряд играет в книге важную роль: он воспитывает любовь к Богу и родной земле, показывает её как Святую Русь. Композиционно книга завершена глубоким по смыслу стихотворением А. Майкова «Завет старины», в котором школьникам встретятся уже знакомые слова «литургия», «амвон», «фимиам», «старцы». В книге есть и другие стихи (например, «Птичка» А.С. Пушкина). Есть в ней и молитва Пресвятой Богородице («Богородице Дево, радуйся…»). Данная книга заслуживает того, чтобы по ней учился каждый ребёнок России
Хочу обратить ваше внимание на справа и слева висящие плакаты; в них немало предметов для размышления. Видите: цель модернизации – создание устойчивого развития системы образования. Скажите, устойчивое развитие системы образования возможно без традиций? Невозможно. Следственно, если мы научно подойдем к образованию, мы должны будем основывать всё на серьёзных традициях культуры и просвещения. Дальше сказано, что необходимо достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. Здесь неясно, что это за новое качество. Ведь каждое вновь обретенное качество – новое. В этом случае остается думать, а что же имеется в виду под «новым качеством». Бывает новое содержание, бывает новая форма или еще что-то новое. Слова «новое качество» непонятны, потому что не определены.
Справа от вас тоже интересный плакат. Здесь сказано о развитии системы образования в качестве одного из факторов экономического, и социального прогресса общества в интересах формирования гармоничного развития личности. Гармонически развитая, социально активная творческая личность – это уже некоторая определенность. Это очень хорошие слова. Но задача воспитания гармонически развитой личности непременно требует опоры на плодотворные традиции, причем традиции национальные. Есть взаимодействие культур, но нет интернациональной культуры. Потому что культура всегда национальна. Из этого мы исходили. Даже во время советской власти и советской идеологии мы говорили: культура, национальная по форме, социалистическая по содержанию. Это была формула, которая очень много упускала. И, тем не менее, мы признавали национальность как непременный признак культуры. Национальная культура – это исторический факт: ни одного предмета невозможно изучить в культурологическом плане, не имея точных представлений о национальных духовных традициях. Эти национальные духовные традиции у нас связаны, прежде всего, с православием. Хотим мы этого или не хотим, исповедуем мы религию атеизма или православную религию или какую-то еще, мы должны будем признать, что вся культура отечества нашего в целом выросла в лоне православия. И вне православия она либо не понятна, либо искажается в своем понимании. Все подтверждается многочисленными курсами истории русской литературы. И курсами отечественной истории, которая однако очень много умалчивает, вследствие того что духовно-религиозная сторона истории народа у нас вообще не была предметом изучения в средней школе. Сейчас также.
Чтобы изучать и воспринимать культуру грамотно, нужно, чтобы она сохраняла свое лицо, как говорили раньше. И сохранение этого лица возможно только тогда, когда мы осознаем, что культура национальна… У народа, – писал Аксаков, – может быть воззрение народное, т. е. свое, или никакого, ибо чужое воззрение ему не принадлежит. У каждого народа есть непременная черта, свидетельствующая о его истинности и полноценности. Это черта – неповторимость. Неповторимость русского образа мысли питается именно православием. Только что очень хорошо сказал относительно России господин Коган: «Россия – наша религия». Почему так? А потому что в России была православная религия, которая давала возможность жить всем конфессиям, потому что у нас были такие православные наставники как Феодосий Печерский и многие другие. Напомню, например, что во времена когда религии сталкивались с мечами, в 11–12 веках, Феодосий Печерский призывал православных: своей веры крепко держись! Но немчина, язычника, латынина, энидовина от беды и смерти избавь и мзды от Бога не лишишься!
Эта христианская основа нашей религии… эта основа послужила и тем (уже политическим) началом, которое смогло объединить в Союзе очень многие национальные республики. Это вполне естественно. Православие – религия объединяющая. Какие-же сомнения в том, что она может быть основой для преподавания других гуманитарных дисциплин? Кроме того, ни русскую литературу, ни русскую историю, если серьезно посмотреть, мы без православных представлений просто не поймем. Внутреннее понимание нашей культуры неразделимо с православием как религией.
Беда в том, однако, что противники изучения православной культуры путают культуру и религию. Культура осуществляется, осознается и наследуется через осмысление и переживание культурных ценностей, не религиозных, а культурных. Она требует служения творчеству. Да, культура тоже требует служения, но служения созидательному самостоятельному творчеству, созданию художественного мира в том или ином виде искусства и т. п. . Когда мы говорим о православной культуре, мы естественно говорим о том, что развивается на почве этой православной культуры. Другое дело – религия. Она осуществляется, осознается и наследуется через веру, через поклонение, через литургию, через культ, у нас – Господа нашего Иисуса Христа. И предлагает безусловное смирение, обучение всему этому и совершенствование всех качеств такого смиренного принятия. Итак, культура и религия это совершенно разные вещи. Те, кто не понимает этого, конечно, не виноваты, потому что на протяжении долгого времени у нас такие понятия вообще в сознании не «отрабатывались». У нас люди не знали и не знают часто самых простых вещей. Они не понимают и не могут объяснить, что такое искусство, художественный образ и так далее.
Вместе с тем ясно, что все те качества, которые мы должны утверждать, чтобы создать гармонического человека, безусловно, связаны с задачей усвоения православной культуры. Она должна быть основой преподавания в русских школах всех гуманитарных предметов: истории, литературы и, в конце концов, русского языка. Ибо без церковнославянского языка мы не можем по-настоящему полноценно усвоить и русский язык.
Все это казалось бы, очевидно, но дело в том, что в нашей системе образования ныне утвердился удивительный принцип – лицемерие: одно говорится, а другое делается. Чиновники одно – говорят, другое – вершат.
Обратите внимание еще что слов «совершенствование» и «усовершенствование» нет в образовательных документах, есть слова «обновление» или «модернизация». Почему? Потому что совершенство предполагает вершину, цель лучшую. А у нас идет обновление, модернизация. Это знаменательно. Если бы Министерство говорило об усовершенствовании национальной системы образования – это одно, а когда оно говорит: «обновление», здесь подразумевается что-то другое, имеющее какие-то не образовательные, а практические цели – это делают постоянно: заменяют хорошие настоящие программы на ухудшенные, сокращают количество часов на литературу, на русский язык и историю и не дают никаких объективных возможностей сформироваться гармонически развитой личности. Как может сформироваться гармонически развитая личность, если язык изучается так, что к концу изучения его в школе ученик литературным языком не владеет. Как может сформироваться гармонически развитая личность, если литература настолько уже ужата, что никакого представления об ее истории, о развитии (а без этого нет изучения литературы) у школьника быть не может. Как может сформироваться гармонически развитая личность, если истории, в том виде, в каком она должна быть, в школе нет. Это вопрос очень серьезный. И все это связано невольно с тем, о чем мы говорим, с православной культурой. Без православной культуры невозможно изучать полноценно ни то, ни другое, ни третье. Или мы будем обманывать себя.
В советское время мы тоже изучали культуру, и мы говорили, это у нас советская культура. А основа ее какая? Помните, кодекс строителей коммунизма? Это ведь подкрашенные, немножко переделанные евангельские истины. Таким образом «с тыла» мы все равно вынуждены были вернуться к элементам православной традиции. Сейчас, когда есть возможность спокойно изучать православную культуру, которая является основанием многих гуманитарных предметов, у нас встречаются какие-то сложности. В стандарте школы этой культуры нет. Леонид Сергеевич говорит «даже Христа нет». Что это такое? Это двойная политика, я бы сказал, очень нехорошая политика, которая свидетельствует и о невежестве и о том, что Министерство образования выполняет, видимо, чей-то заказ, отрывая школу от нашей отечественной культуры, от обращений к ее основам. Ведь только на основе изучения национальной культуры можно создать гармонически развитую личность, а не механического человека, который будет выполнять все, что в него закладывается. Итак, чтобы заботиться о формировании гармоничной личности, нужно заботиться о национальной культуре. Чтобы сформировать какую личность (80 % жителей России исторически православные), нужно говорить о православной культуре. И без нее наше дальнейшее изучение гуманитарных предметов просто немыслимо. Замечательный учебник Бородиной в этом отношении – первая ласточка в деле изучения православной культуры.
6 июля в Московской Духовной Академии завершился всероссийский семинар преподавателей «Основ православной культуры», на который собрались 600 представителей из 50-ти регионов нашей страны, а также стран Балтии, Украины и Белоруссии. Работа семинара преследовала несколько целей. Во-первых, все преподаватели этого предмета, имеющего духовно-нравственные корни, люди светские, работают в воскресных и общеобразовательных школах и, благодаря лекциям лучших профессоров академии - священнослужителей смогли повысить свою педагогическую квалификацию. Во-вторых, среди участников семинара был проведен конкурс на лучший урок и лучшего учителя основ православной культуры. Лауреаты конкурса были награждены почетными грамотами и денежными премиями в размере 10 тысяч рублей, выделенными из благотворительного Фонда святителя Николая Чудотворца. В третьих, как сказал ректор академии, архиепископ, владыка Евгений, сегодня многие преподаватели основ православной культуры создают собственные программы и методики. Поэтому необходимо было не только обобщить лучший опыт, но и, ради сохранения единого образовательного пространства в стране, выработать общую, типовую программу ОПК. В её основу легла программа «История религиозной культуры в России» Аллы Валентиновны Бородиной, создательницы первых российских учебников по этому предмету. Учитывая заслуги автора программы, священноначалие Русской Православной Церкви ещё год назад представило Аллу Бородину к награде, Ордену преподобного Сергия Радонежского третьей степени. На торжественном собрании, завершавшем работу семинара, эта награда и была вручена.
На собрании выступили почетные гости Академии. И среди них министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов, который, в частности, сказал, что подобный семинар был бы невозможен в нашей стране ещё десять лет назад. Сегодня же «в России происходит великий перелом» - «в обществе вырабатывается православное сознание», и не только среди рядовых граждан, но и в среде чиновничества, в том числе чиновников, работающих в сфере культуры. Хотя, отметил Александр Сергеевич, «в области образования это сделать сложнее». Храм, бывает, построить проще, нежели создать такие же духовные храмы в душах людей, которые большую часть своей жизни провели в атеистическом обществе. Процессы глобализации, затронувшие и нашу страну, по мнению министра, «подобны инфекции, способной вызвать осложнения в сложном организме российской культуры». «Сегодня в школах надо заполнять духовный вакуум. Вопрос в том, что придет на его место. Задача преподавателей основ православной культуры – передавать традиционные для России ценности в доступной, увлекательной форме», «высший смысл культуры един, но формы её постижения могут быть разными», «сегодня наши дети – фундамент будущего России», и «им надо показать всю духовную красоту православия».
Сказал Александр Соколов и о том, что во многих вопросах, связанных с преподаванием православной культуры, находит взаимопонимание с новым министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, с которым ему часто приходится встречаться на заседаниях правительства. «Хотя мы люди – разные, но на многое взгляды у нас одинаковые», - отметил Александр Сергеевич. Как заявил в своем выступлении один из руководителей семинара, о. Киприан, все лучшие материалы, отобранные на конкурсе «Основы православной культуры», войдут в основу проекта разрабатываемой сейчас в нашей стране Федеральной целевой программы с тем же названием. Эта программа создается силами большой группы, в которую входят как светские, так и духовные педагоги, юристы, общественные деятели.
Совершенно неожиданно для гостей семинара торжественная часть мероприятия перешла в концерт художественной самодеятельности. Слушатели курсов повышения квалификации выходили к микрофону и пели народные и духовные песни России. Эти песни подхватывал зал. Читали преподаватели основ православной культуры и свои стихотворения.
Один из руководителей благотворительного Фонда Николая Чудотворца, Андрей Быков, преподнес Московской Духовной Академии оригинал большой бронзовой скульптуры «Четыре евангелиста» и сообщил о том, что вскоре на самой дальней точке Чукотки вскоре будет установлена десятиметровая статуя Николая Чудотворца – вклад Фонда в сокровищницу православной культуры России. Подобная статуя уже установлена и на южных рубежах нашей страны. Ирина Репьева, «Большая перемена»
В Свято-Троице Сергиевой Лавре 23 июня 2004 г. в 19.30. состоялась встреча слушателей курсов «Преподавание «Основ православной культуры» с Аллой Валентиновной Бородиной, автором и разработчиком учебных курсов «Основы православной культуры» и «История религиозной культуры», автором первого учебника «Основы православной культуры» и ряда других учебных и методических пособий, автор более 30 публикаций научного и публицистического содержания, главным редактором издательства «Православная педагогика», методистом МИОО, членом Союза писателей России. Только в одиннадцать часов вечера слушатели отпустили Аллу Валентиновну в Москву.
По просьбе Приходского совета храма Святого Духа и дирекции музея-усадьбы Ф. М. Достоевского в Даровом 8 июля 2004 г. издательство «Православная педагогика» организовало паломническую поездку. Выпускающий редактор издательства «Православная педагогика» Алла Бородина; гл. редактор журнала «Библиотечка Вестника образования России» Ирина Ретюнских; известная журналистка и детская писательница Ирина Репьева; поэт, секретарь Союза писателей России, лауреат премии «Хрустальная роза» Алексей Шорохов; зам. директора педагогического институт физической культуры Алла Заблудина; студентка режиссерского ГИТИСа и Московского педагогического Университета Виктория Бородина; фотокорреспондент Екатерина Репьева и другие паломники из Москвы побывали в храмах Зарайского Кремля, в Даровом – усадьбе Достоевских, отнесли цветы к памятнику Ф. М. Достоевского, а затем посетили разрушенный пока еще храм Святого Духа, недалеко от усадьбы великого писателя.

В Зарайском Кремле с иконой «Никола Зарайский», украшенной руками детей одной из местных школ, Аллу Валентиновну Бородину с друзьями и сотрудниками встречали председатель Приходского совета Нелли Львовна Кузьмина, директора светской и воскресной школ, директор музея-усадьбы «Даровое» и профессор Коломенского педагогического Университета. Паломникам было разрешено сфотографировать самопроявляющиеся росписи в Иоанно Предтеченском храме Зарайского Кремля. Алла Бородина подарила музею-усадьбе Ф. М. Достоевского и педагогам местных школ свои книги, одна из которых посвящена стилевым особенностям художественного мира романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Ирина Репьева преподнесла только что вышедшую из типографии свою книгу для младших школьников «Настя – травяная кукла, или тайны Деда Мороза», выпущенную издательством «Православная педагогика».
|
|
|