Важная информация:

 
 

 

Межрегиональный общественный фонд содействия развитию образования и культуры "Основы православной культуры"

 

7-е издание учебного пособия по курсу «Основы православной культуры» для 6 класса
(6 раздел)"

 

 

А.В.Бородина "Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры". Учебник для 4 класса (ОРКиСЭ).
А.В.Бородина Основы  духовно-нравственной культуры  народов России: Основы православной культуры. Учебник для 4 класса (ОРКиСЭ).

В помощь изданию учебно-методического комплекта "Основы православной культуры" А.В.Бородиной создан благотворительный фонд. Каждый может оказать посильную помощь:

- Реквизиты Фонда
- Образец заполнения платежного поручения

 

 

Г. Люберцы Московской области

Третьи Московские областные Рождественские образовательные чтения

Конференция на тему «Возрождение традиций Культуры (воспитания, обучения, оздоровления)
в образовательных учреждениях»
проходила в Люберецком Дворце культуры 15 ноября 2005 г .

 

В программе:

1. Презентация православной школы «Образ».
2. Приветствие от главы Люберецкого района В. П. Ружицкого.
3. Приветствия:

  • Председатель Управления образования Администрации Люберецкого района Г. П. Тимофеева;
  • Председатель Комитета по культуре Администрации Люберецкого района Чулкова С. П.

4. Доклад:

  • «Особенности курса «Основы православной культуры», автор и разработчик курса «Основы православной культуры», главный редактор издательства «Основы православной культуры», президент Фонда «Основы православной культуры», член Союза писателей России, кавалер ордена Прп. Сергия Радонежского РПЦ А. В. Бородина.

5. Выступления:

  • «Опыт преподавания курса «Основы православной культуры», педагог школы № 57 п. Коренёво Н. Н. Никифорова;
  • «Опыт работы православной школы в летний период» , директор школы «Образ», дипломант Всероссийского конкурса «Растим патриотов России!» Т. Ю. Смирнова;
  • «Патриотическое воспитание на традициях науки», директор школы № 25 им. А. М. Черёмухина Т. Л. Беловолова , директор музея А. М. Черёмухина Е. А. Миронова;
  • «Экология души», лауреат Всероссийского конкурса «Растим патриотов России!» В. Н. Вишневская, старший воспитатель МДОУ № 103 И. И. Кувичко;
  • «Особенности военно-патриотического воспитания на современном этапе», инспектор представительства Президента РФ в г. Люберцы В. М. Таранин;
  • «Повышение квалификации православных педагогов на курсах «Основы православия в светских образовательных учреждениях», проректор Института экспертизы содержания образования и духовно-нравственного воспитания Ю. Е. Антонов;
  • «Общественное значение целевой благотворительной поддержки православных педагогов», председатель Русско-славянского центра, председатель Московского областного регионального отделения Фонда «Основы православной культуры» М. Н. Рязанцев;
  • И др.

Организаторы: Управление образования Администрации Люберецкого района, Комитета по культуре Администрации Люберецкого района, Русско-славянский центр, Люберецкое благочиние.

 

 

Г. Люберцы Московской области

Курсы повышения квалификации работников образования по теме
«Основы православной культуры» 

В г. Люберцы Московской области организованы с 15 ноября 2005 г . по 30 марта 2006 г .

В программу курсов включён ряд лекций А. В. Бородиной, автора и разработчика курса «Основы православной культуры», главного редактора издательства «Основы православной культуры», президента Фонда «Основы православной культуры», члена Союза писателей России, кавалера ордена Прп. Сергия Радонежского РПЦ .

Общие мероприятия

Состоялась презентация учебно-методического курса "Основ православной культуры"

Бородина Алла Валентиновна
Демкова Нелли Владимировна

На IV общецерковной выставке-форуме «Православная Русь», которая проходила с 30 мая по 3 июня 2006 года в Москве в Гостином дворе (ул. Ильинка, д. 4) был представлен полный комплект всех изданных учебно-методических пособий по курсу «Основы православной культуры» А. В. Бородиной.

Издательство «Основы православной культуры» проводило 1 июня 2006 года с 13.00 до 15.00 в рамках мероприятий IV общецерковной выставки-форума «Православная Русь» в конференц-зале № 2 презентацию «Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной». 

Его Преосвященство Владыка Игнатий, епископ Петропавловский и Камчатский, принял участие в презентации в качестве почётного гостя. В своём выступлении Владыка Игнатий подчёркивал важность введения курса «Основы православной культуры» в школьную программу.

Генеральный директор издательства «Основы православной культуры» Нелли Владимировна Демкова представила ведущего Презентации:

автор и разработчик курса «Основы православной культуры», главный редактор издательства «Основы православной культуры», президент Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», кавалер ордена Прп. Сергия Радонежского РПЦ, член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А. Н. Толстого Алла Валентиновна Бородина.

А. В. Бородина сказала:

  • «Два праздника отмечает сегодня мир: Вознесение Господне и Международный день защиты детей. События, память историческая, культурная, родовая соединяют воедино нашу духовную и социальную жизнь. Духовное, социальное, культурное переплетаются, составляя земное бытие каждого народа и каждого отдельного человека, если он не лишился ещё своих Божественных даров – разума и свободы выбора.
    В День защиты детей Презентация учебно-методического обеспечения курса «Основы православной культуры» станет нашим подарком всем детям для их защиты от насаждаемого растления и насилия, для защиты естественного и международного права детей на национальную культуру, веру и убеждения, на историческую память, на родной язык, на образование и воспитание в соответствии с культурно-историческими традициями и ментальностью народа, в котором дети родились и среди которого они живут, и, в конце концов, для защиты их права на жизнь и счастливое детство».

Владыка Игнатий, епископ Петропавловский и Камчатский, и автор и разработчик курса «Основы православной культуры» Алла Валентиновна Бородина были единодушны в том, что успешности преподавания курса ОПК необходима система в работе педагогов со школьниками и в подготовке учителей для преподавания ОПК. В создании этой системы первостепенная роль отводится грамотно выстроенному программно-методическому обеспечению курса.

В мероприятии приняли участие также видные общественные деятели, известные поэты, журналисты, учителя и руководители из Минска, Белгорода, Москвы, Московской области, Калуги и других регионов России.

Выступили председатель Пресс-службы Союза писателей России, секретарь Правления Союза писателей России, поэт Александр Борисович Дорин и секретарь Союза писателей России, поэт и литературный критик, лауреат премии В. Розова «Хрустальная роза» Алексей Алексеевич Шорохов.

Издательство "Основы православной культуры"


В рамках программы конференции «Чтение и воспитание», организованной Издательским Советом Русской Православной Церкви на выставке-форуме «Православная Русь», состоялось представление программы «Учебно-методическое обеспечение курса ОПК» издательства «Основы православной культуры».

Впервые был представлен полный учебно-методический комплект курса Основ православной культуры, который включает основную литературу для учащихся и учителей, а также дополнительную литературу.

По словам автора курса Аллы Бородиной, программа разработана для светских — государственных и муниципальных школ, лицеев, гимназий. Однако ее можно адаптировать для православных гимназий и воскресных школ. «Тот комплект, который мы сегодня вам показываем создан совместными усилиями и автором и разработчика курса и представителями издательского дела и педагогами и безусловно с участием детей» — подчеркнула А. Бородина.

Она призвала конкретизировать название курса и не использовать слово «духовность», так как под видом духовности в школы может проникнуть оккультизм и эзотерика. Также автор учебника объяснила сложность преподавания ОПК тем, что, являясь по своей сути предметом культурологическим, он имеет не только образовательное назначение, но и воспитательное. «Нужно и знание давать, и сориентировать ребенка в духовной жизни. Вместе с тем, мы должны помнить о соблюдении закона об образовании и права ребенка и его родителей на выбор», — отметила А. Бородина.

Патриархия.ru

презентация учебно-методического курса  презентация учебно-методического курса

презентация учебно-методического курса  презентация учебно-методического курса

презентация учебно-методического курса  презентация учебно-методического курса

презентация учебно-методического курса  презентация учебно-методического курса

презентация учебно-методического курса

Возрождение традиций Культуры (воспитания, обучения, оздоровления) в образовательных учреждениях

 

 

ПРОГРАММА Международных празднований, посвящённых 500-летию рода Достоевских

«Ф. Достоевский: симфония поколений»


Программа подготовлена Межрегиональным общественным фондом «Основы православной культуры» для организации и проведения Международных празднований, посвящённых 500-летию рода Ф. М. Достоевского. Подробнее...

Положение о Международном фестивале школьных сочинений и конкурсе чтецов. Подробнее...

О вражеских снарядах и пряниках медовых

А. В. Бородина
Ответ на новые нападки в прессе
(«Эхо Москвы» от 5 февраля 2006г.)

 

Закончились XIV Международные Рождественские Образовательные Чтения. Блестяще прошла секция «Основы православной культуры в системе образования». Идут звонки из разных уголков России. Люди спрашивают, как прошла работа, благодарят за труд, просят высказать своё мнение о последних событиях, о планах, перспективах в образовании.

 

Многое ещё нужно обдумать, проанализировать. Но уже сейчас можно сказать, что работа нашей секции прошла успешно. В работе приняло участие около 400 человек. Самые уважаемые в стране учёные и писатели смогли найти время для нашей секции.

 

Но лучшие показатели успеха – это новые атаки либеральных СМИ на меня, мой учебник (вообще-то, учебных пособий у меня уже около пятнадцати, но кому-то выгодно делать вид, что учебник один). В первый же воскресный день после Рождественских Чтений не выдержал успеха Основ православной культуры и возобновил травлю моего труда Кураев А. Не называю его ни отцом, ни богословом, поскольку, по мнению моих соотечественников, с которым я совершенно согласна, ни богословия, ни Бога он не знает. Но он претендует ещё и на многие другие области: литература, культура, политика, педагогика. Чтобы в этом разбираться, нужно много изучать, работать, на это нужно не только время, которого не может быть уже и на молитвы у постоянного вещателя своего мнения в либеральных СМИ. Нужно ещё и уважение к чужому труду, и понимание, что чего-то ещё не знаешь, не понимаешь. Всезнайка-Незнайка – потому и Незанайка, что он был уверен, что всё знает.

 

И на вопрос, какая теперь главная задача, я отвечаю, что необходимо качество по изучению Основ православной культуры (подчеркну, я разрабатываю именно этот курс и к разным другим курсам и проектам, которых сейчас огромное количество, практического отношения не имею). Нужны основы, поскольку всё остальное всегда было и есть. Даже советский период давал нам прекрасную патриотическую литературу на православных традициях, яркие положительные образы и образы предателей. Вспомните хотя бы Мальчиша-Плохиша. И до сих пор рождаются и жируют Плохиши. И православная культура жива. Но нужны основы православной культуры, чтобы распознавать Мальчишей-Плохишей, которым периодически подвозят для борьбы с Родиной, её идеалами сладкое питание, от которого самовлюблённые обожравшиеся Плохиши не в состоянии отказаться. Нужно изучать нашу литературу и с моими учебниками нужно познакомиться, чтобы понять, почему меня травят, а оккультную западную литературу рекламируют, и почему Плохиши даже на пленарных заседаниях Чтений до сих пор выступают, хотя то, чем они занимаются, идёт вразрез с задачами Чтений.

 

Вот коротко моё мнение. А что будет дальше? Очевидно, подкорм сладколюбивых Плохишей сейчас усилится: пойдут конфеты, пряники медовые, сгущёнка. У Плохишей борьба с моими учебниками идёт рядом с пропагандой западной литературы. И хоть и претендует Плохиш на заказ другого учебника, им самим, Плохишом, написанным, взамен моим пособиям, но, во-первых, если бы мог Плохиш, то уже бы что-нибудь написал, а, во-вторых, социальный заказ стал формироваться именно на тот первый учебник, с которым Плохиши четыре года воюют, уплетая пряники медовые. И хоть и помогает вражеское сладкое питание не пускать мои книги в торговые точки, например, храма Христа Спасителя, но образование по ОПК всё равно идёт, и злобные выпады «деятелей», потерявших у православного народа авторитет, только способствует доверию именно моим учебникам. А, кроме того, мои учебные пособия уже имеют грифы Министерства образования и высокую оценку рецензентов, учёных, профессионалов-педагогов, настоящих православных священников, а не от каких-нибудь Плохишей и Незнаек.

 

Ну точно как в период Раннего христианства – язык символов, образов…
Как же обойтись русскому человеку без Основ православной культуры и великой русской литературы?!

Митрополит Климент: «Если не придет священник, то придут другие…»

Во вторник представители Минобороны, ГВП и духовенства обсудят законопроект о приходе священников в российскую армию. Аналогичные планы церковь строит и в отношении школьников. Обо всем этом «Газете.Ru» рассказал Управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.

 

— Что предлагает РПЦ Министерству образования и науки касательно сотрудничества церкви и системы образования?

— Церковь готова к сотрудничеству, и мы подходим к нему не с пустыми руками. Разработан и апробирован во многих средних школах учебный курс «Основы православной культуры». Этот культурологический предмет позволит учащимся глубже узнать историю России и духовные основы отечественной культуры. На мой взгляд, сегодня самым актуальным является введение преподавания ОПК во всех общеобразовательных школах там, где живут граждане России, признающие себя православными. (…)

 

— В каком виде РПЦ хочет ввести основы православной культуры в школе — на постоянной или факультативной основе?

— Вопрос поставлен не совсем правильно. В первую очередь многие родители и учителя хотят, чтобы детям преподавались основы православной культуры. Об этом свидетельствуют результаты многих опросов. И церковь, понимая важность этого предмета в формировании духовности и культуры подрастающего поколения, выступает за его введение. Ведь в нашей стране большинство людей православных, и они хотят, чтобы их дети изучали основы православия в школе. Это их конституционное право. Сейчас можно назвать много случаев, когда это право ущемляется: родители просят ввести ОПК, а местные районные или областные власти выступают категорически против. Мы должны учитывать, что наша страна на протяжении тысячелетия была православной страной, поэтому без знания православия трудно понять и сохранить нашу культуру. Кроме того, поведение чиновников, противодействующих введению ОПК, формирует негативное отношение многих родителей ко всей государственной системе образования. (…)

 

— Не связано ли желание РПЦ прийти в светские школы с простым желанием увеличить свое влияние на общество через обращение детей в православную веру?

— Если какая-то задача и ставится Русской православной церковью, то она связана с желанием оздоровления нашего общества. Мы все с горечью наблюдаем, как из года в год увеличивается подростковая преступность, с которой ни школа, ни государство не могут справиться. Дети просто не знают, как жили их предки, они не знают заповедей «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «чти отца своего и матерь». Кроме того, как можно создавать «гражданское общество», упуская из преподавания нравственную сущность истории нашего Отечества? Как можно быть носителями культуры, не зная ее основ?

 

— Почему вы думаете, что Минобрнауки вскоре должно изменить свою позицию по отношению к РПЦ? Вам были даны какие-то гарантии из более высоких властных структур?

— Нам не было дано никаких гарантий, но, на наш взгляд, изменение отношения к преподаванию ОПК требует сама ситуация в обществе, особенно когда мы сталкиваемся с событиями, происходившими на Большой Бронной, в Челябинске, в Иркутске… Нужны действия, которые могли бы в корне переломить ситуацию с нравственностью в обществе. И начинать надо именно со школы, чтобы наших детей не доводили до самоубийства, не заставляли их вылизывать грязь с пола, не соблазняли бы их духом наживы, не учили бы их половой распущенности, не заставляли бы их быть жестокими. (…)

В Элисте на масленицу откроется класс православной культуры

Специализированный класс по изучению "Основ православной культуры" откроется в этот четверг в Элисте, сообщил в среду агентству "Интерфакс-Юг" секретарь Элистинской и Калмыцкой епархии отец Алексей.

 

По его словам, специализированный кабинет-музей создан в элистинской школе славянской культуры. Факультативные занятия здесь будет, в частности, вести преподаватель школы, прошедший курсы повышения квалификации на базе Московской духовной академии.

 

"Открытие класса приурочено к отмечаемой в эти дни масленице", - подчеркнул секретарь епархии.

Планируется, что в открытии класса примут участие епископ Элистинский и Калмыцкий владыка Зосима, атаман казачьего войска Калмыкии Павел Шарманджинов, представители мэрии города.

 

Интерфакс-Религия

Семена добра

В рамках недавних XIV Международных Рождественских образовательных чтений работала секция «Основы православной культуры в системе образования». Полемику, развернувшуюся вокруг учебного курса ОПК, комментирует председатель секции — член Союза писателей России, президент Фонда «Основы православной культуры» и главный редактор одноименного издательства Алла Бородина.

— Не на политических форумах, собраниях бизнесменов и банкиров решается судьба России, а в школе, за партой, в детских душах, — подчеркивает Алла Валентиновна. — Это аксиома: будущее России, впрочем, как и любой другой страны, — ее дети. Поэтому для общества, ориентированного на жизнь, развитие культуры, укрепление государства, нет более важных проблем, чем образование и воспитание.

 

— Алла Валентиновна, вы не устаете говорить о том, что духовное возрождение нашего Отечества немыслимо, пока из-за губительных реформ сфера образования в России находится в глубоком кризисе. Как же и в ком ваши слова отзываются?

— Слышат, к сожалению, только те наши соотечественники, которые и сами так думают. А вот сделать они, увы, мало что могут.

 

— Но ведь образование всегда было самым мощным механизмом выхода из любого кризиса — социального, экономического, политического…

— Совершенно верно! Хочешь получить финансы, не думай о финансах, а думай о народе, его нравственности, духовности, образовании — и получишь финансы и крепкое государство. Так считал Достоевский.

Всё это очень хорошо понимают наши учителя. В наши трудные для России и их профессии времена они продолжают терпеливо, с любовью сохранять образовательные и культурные традиции. Им приходится спасать детей от тех мощнейших ударов, которые в последние годы методично, с использованием всех рычагов государственной системы образования и средств массовой информации направляются на разрушение нравственного и физического здоровья молодежи, на уничтожение ее интеллектуального и творческого потенциала.

 

— Расскажите, пожалуйста, о задачах, которые ставите перед детьми, и о том, как они решаются в ходе изучения вашего курса «Основы православной культуры».

— Так сложилось, и, конечно, не случайно, что именно с курсом «Основы православной культуры» учительская, родительская общественность, ученые и политики, Русская Православная Церковь связывают сегодня свои надежды на возрождение в обществе и школьном образовании традиционных духовно-нравственных ценностей.

Надежду на сохранение здоровья ребенка. Надежду на выработку стратегии выхода из социокультурного кризиса, развития национальной культуры, сохранения единого образовательного и культурного пространства России.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно подчеркивал необходимость введения этого нового курса в школьное образование, именно с учетом его культурологического характера. Например, в своем приветственном слове на XIII Международных Рождественских образовательных чтениях: «Выступая за введение школьного предмета «Основы православной культуры», который является… культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации».

Святейший Патриарх считает, что предмет «Основы православной культуры» призван «посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений. Для того чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину… нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели».

Опыт использования названного курса в государственных и муниципальных школах, лицеях, гимназиях, а также в учреждениях конфессионально ориентированных, позволяет рассматривать его как эффективное средство социализации, формирования мотивации к учению и повышения качества базового образования. И в такой многофункциональной роли данный курс находит все более широкое применение в педагогической практике в России и за рубежом.

Все попытки введения в российских школах курса «Религии мира» вместо или до изучения курса «Основы православной культуры» несостоятельны и ненаучны с точки зрения педагогики и психологии.

Содержание и концепция курса «Основы православной культуры» представлены мною сегодня в целом ряде учебных и методических пособий. Их количество уже превысило десяток. Некоторые из книг по моей программе уже переизданы по 3-4 раза. Пособия, вышедшие ранее и поданные в Федеральный экспертный совет, успешно прошли экспертизу и получили грифы Министерства образования и науки РФ «Допущено» и «Рекомендовано».

 

— Что же дает нам курс «Основы православной культуры», чем обусловлена его жизнеспособность?

— Курс представляет собой не отдельные размышления и соображения на тему нравственности, духовности, культуры и православия. Это система, которая опирается на мощный фундамент, состоящий из культурного, языкового, исторического, духовного, образовательного и нормативно-правового блоков.

 

— Расскажите, пожалуйста, о них вкратце.

— Их, конечно, можно выделить лишь условно. Культурный блок представляет собой сплав художественного творчества (литературного, изобразительного, музыкального, прикладного, монументального и т.д.), именуемого в мире великой русской культурой, и самого бытия русского человека, его мировоззрения, образа жизни, постоянного поиска истины и добывания ее через опыт страдания и покаяния, опыт жертвенной любви за Христом и со Христом. Это специфично для России, для русского народа, для национального творчества.

Культура — ключевое понятие названного курса и составляет содержание всех разделов. Даже церковнославянский язык в рамках курса представлен прежде всего как часть культуры, не только исторической, но и современной.

И подача учебного материала курса с самой первой ступени начинается с культуры, с тех первых знаний и представлений, которые формируют понятие культуры.

Второй блок — языковой. Разрушение русского языка, государственного языка России, основного инструмента и средства передачи культуры и образования, стало одной из главных проблем современности.

Русский язык — важнейший фактор сохранения единого культурного, государственного и образовательного пространства нашей страны. Позволю себе напомнить, что именно благодаря русскому языку многие народы приобщились к нашей великой культуре, а также познакомились с иными культурами; именно на русском языке в советский период многие народы СССР начали активно и широко заявлять о своей самобытной культуре и развивать национальную литературу.

И здесь мы видим три пути решения данной проблемы средствами образования: ознакомление с лексикой духовного и историко-культурологического значения, расширение и активизация словаря, повышение грамотности.

Третий блок — исторический. Материал курса опирается на историю формирования культуры, прежде всего отечественной, в том числе региональной (подчеркну — не только, а в том числе!).

Это чрезвычайно актуально сегодня, важно для сохранения образовательного, культурного и территориального единства России. История формирования культуры представляет собой определенную область знаний, уже сложившуюся, закрепленную в Библии, во всемирной истории, в церковном и светском искусстве, житиях святых, фольклоре, праздниках, традициях, преданиях.

Четвертый блок — духовный. В соответствии с культурно-историческими условиями развития России он представлен родным традиционным православием.

Пятый — образовательный — блок нашей концепции включает традиционный для отечественного образования ценностно-знаниевый подход, классно-урочную систему, дидактическую схему обучения, знание психо-физиологических возрастных особенностей детей, учение о зоне ближайшего развития Выготского.

Только с опорой на зону ближайшего развития возможно успешное обучение. Это в более широком, общем виде означает: у ученика должен быть сформирован понятийный аппарат, закреплены определенные лексико-тематические группы — о Боге, нравственности, Родине, отечественной культуре… Только при наличии знаний и представлений о родном, близком ребенок в состоянии постигать другие культуры, религии, всемирную историю, философию и т.д.

Наша историко-культурологическая программа позволяет ознакомиться и с древними религиями, и с современной конфессиональной картиной мира. Но только в старших классах, после восьми лет изучения основ православной культуры и истории христианства.

Последний блок — нормативно-правовой. Поскольку речь идет об учебном курсе для государственных и муниципальных школ, лицеев, гимназий, в рамках которого дети должны получать знания о религиозной культуре и истории ее формирования, то материалы, используемые в качестве нормативно-правового основания для введения данного курса, должны содержать ряд документов. Эти документы закрепляют и обеспечивают конституционные и международные права человека в области культуры, образования и религии на территории России, права на воспитание детей в соответствии с их убеждениями; обеспечивают и регламентируют использование религиозного и культурологического содержания в отечественной системе образования.

Держава и христианское просвещение

На эту тему Вам пишут из регионов Н. М. Марков, кандидат медицинских наук, врач-невропатолог

 

Духовно возродив в душе и сердце каждого русского человека религиозно-национальное самосознание, можно рассчитывать на его покаяние и прозрение, на успешное выздоровление и спасение общества от возрастающей детской преступности и коррумпированного криминала, наркомании и алкоголизма, от проституции и ранних абортов девочек-подростков, от разрушения добрых традиций здоровой семьи и вырождения народа России. И такой школьный предмет, как «Основы православной культуры» (ОПК), может оказать незаменимую помощь в деле духовного просвещения и нравственного воспитания. Ведь учебник «ОПК» будут читать с интересом, изучать не только дети, но и взрослые (их родители). Я имею в виду прекрасные учебные пособия по «Основам православной культуры» - Аллы Валентиновны Бородиной, которые рекомендованы и разрешены Министерством образования РФ для преподавания в школе. Они снабжены дидактическими материалами. В них хорошо продуманы задания для учащихся по каждой теме. Целенаправленно и последовательно сделаны методические указания. Логически правильное изложение материала способствуют более легкому восприятию и доступному пониманию учащимися содерлсания учебника. Учебные пособия и учебники богаты цветными художественными иллюстрациями и подразделяются по возрастным категориям: для дошкольного возраста, для учащихся младших классов, среднего звена и, наконец, для старших классов. В тех школах г. Воткинска, где преподается дисциплина «Основы православной культуры», учителя с удовольствием используют планы и методические разработки проведения уроков, рекомендуемые А. В. Бородиной.

 

Но, к сожалению, в нашем г. Воткинске административные чиновники от Управления образования недооценивают возможности ОПК. Поэтому сам предмет ОПК преподается в наших школах пока «подпольно», на духовном энтузиазме учителей-подвижников под видом «культурологии» или других факультативных дисциплин. Школьники сразу полюбили предмет «основы православной культуры», изучают его с удовольствием. Потому как душа-то наша, все равно, остается христианкой, тянется к Истине Христовой - ко всему разумному, доброму, вечному. Особенно у детей! Сегодня очень важно научить ребенка любить Отечество, собственную культуру, самобытность и традиции Святой Руси! Этого-то и бояться либералы - атеистические круги. Ибо духовное просвещение и нравственное воспитание, усиливая свое благое влияние на общественные процессы, способствуют нравственному «прозрению» общества и духовному покаянию, пробуждая религиозно-национальное самосознание в соборной душе православного русского народа. А_это..весьма препятствует «мировой закулисе» вводить Россию в ВТО, в систему «единого экономического пространства» по программе глобализации, а также осуществлять окончательное уничтожение Святой Руси по законам «нового мирового_ порядка».

 

Либералы часто оправдывают свое несогласие по введению ОПК в школах тем, что государство-то у нас «многонациональное». Хорошо... Пусть только укажут, где, конкретно, в Конституции РФ написано, что наше государство «многонациональное»? Там такой формулировки нет!!! Да, в первых статьях Конституции говорится, что мы - много национальный народ России. Но определения, что Россия - «многонациональное государство», там нигде нет! Поэтому, козырять формулировкой о «многонациональном государстве», - признак низкопробно-лживого языка, бытового жаргона, а не правового языка Конституции. Конституция всегда придерживается приоритета международного права, в котором определено, что государство считается «многонациональным» в том случае, если титульная нация в нем составляет менее 67 % населения. У нас титульная нация - русский народ - составляет более 80 %. Следовательно, по международному праву Россия - мононациональное русское государство.

 

Россия и до революции была именно таким государством. Поэтому, когда нам говорят, что это не так, то это просто провокация, лживая идеология и желание запретить нашей православной национальной культуре стать основной культурой российского государства. Тем более, что законом «О религиозных организациях и свободе совести» признается доминирующая роль Православия в истории нашего Отечества, в образовании государства, литературы, искусства и всего культурного наследия России. Но, не смотря на это, нам запрещают преподавать в школах собственную православную культуру, никто не опирается на Закон?!? А в Конституции написано, что каждый гражданин России обязан беречь, развивать и сохранять национальные культурные традиции. Об этом же говорится и в законе об образовании. А как можно беречь, сохранять и приумножать то, чего не знаешь? Беречь и сохранять можно то, что ты сам знаешь, ценишь и передаешь своим потомкам! Подумайте и скажите, есть ли еще хоть одно государство в мире, где в школу пускали бы преподавать учителей, которые не знают ни отечественной культуры, ни истории и традиций своего народа? Ни в одной стране мира такого невежества нет! Сегодня же директора школ и чиновники от администрации образования аргументируют свой отказ от введения в учебный процесс «Основ православной культуры» отсутствием письменных заявлений о согласии родителей, чтобы их дети изучали данный предмет. А когда в школах вводили «сексуальное воспитание» и «планирование семьи», «валеологию» и вообще все предметы, никто с родителями и их детьми не советовался и заявления о согласии изучать компьютерную информатику не требовал. Зато на введение предмета ОПК - пишите заявления! Это - абсурд! Дети в школах изучают по истории античную культуру. А ведь это культура языческого мира; и античная философия - философия языческого мира. Кто заставляет родителей писать заявления о согласии, чтобы их дети изучали античную культуру? Никто! Детям преподают западноевропейскую культуру. А это культура католического и протестантского мира. Кто пишет здесь прошения по поводу согласия на такое преподавание? Опять никто! Зато, чтобы собственную православную культуру изучать, - пишите заявления! Это просто бред! Вывод напрашивается один: все действия наших чиновников по запрету изучения «Основ православной культуры» можно считать антиконституционными, антизаконными и антигосударственными!

 

Нация, не понимающая ценности образования в духе национальной самобытности и народных традиций, обречена на вымирание!

 

Меня, врача-невропатолога, весьма волнует нецвно-психичёское состоянйе детей и подростков. Высокий информационный поток в обществе, ускоренный темп жизни, происходящие на фоне растления и жестокости, преподносимые через СМИ, разрушают душу и психику молодого поколения. У такого подростка снижается интеллектуальный потенциал, нет воли, разрушается самоконтроль. Подросток и ребёнок-дошкольник становятся бесчувственными, жестокими и равнодушными ко всему, замыкаясь "в себе". Душу его наполняют низменные, греховные плотские страсти, приводящие со временем в преступный мир. Такое состояние души молодого человека подрывает и его телесное здоровье, формируя прогрессирующие хронические заболевания с юнощеского возраста.

 

Зомбирующее и тлетворное влияние СМИ на сознание молодежи уничтожает стереотипы здорового образа жизни, разрушает духовно-нравственное мировоззрение. Негативная информация, идущая с экранов телевизоров, подавляет у молодых людей чувство долга и ответственности перед Богом, семьёй и обществом. Свои личные и низменно-потребительские интересы ставятся выше интересов государства и своей семьи. Супружеская верность высмеивается. Многодетность и христианский уклад жизни семьи сегодня преподносят в СМИ как "пережиток прошлого". Зомбированные молодые люди, под влиянием либеральных СМИ, становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками или сексуальными извращенцами. Они не способны ни к учёбе, ни к труду, ни к созданию здоровой семьи. Через СМИ идёт массовое подавление воли и мотивации человека к труду, к преодолению трудностей, решению житейских вопросов и проблем. Разрушается личность и характер человека. Рассеивается его духовный потенциал, теряется смысл жизни.

 

Серьёзное опасение вызывает реклама табака, алкоголя, а также злоупотребление подростками пивом под влиянием СМИ. Молодые люди не видят опасности в пиве. Между тем, это страшнейшее наркотическое зелье. У пивоманов очень быстро развиваются тяжёлые заболевания сердца, почек, мозга и печени. Пивоманы становятся хроническими алкоголиками быстрее, чем от водки, быстро приобщаются к наркотикам.

 

Если алкоголизм и наркомания будут нарастать в нынешних темпах, то через 7-10 лет наше общество полностью потеряет способность к воспроизводству населения и рождению здоровых жизнеспособньк детей! Назревает главная опасность для России – угроза необратимого демографического вырождения русского народа. Если средняя продолжительность жизни у мужчин составляет сегодня 53-54 года, то при сохранении нынешней "алкогольно-наркотической'' ситуации в России продолжительность жизни мужчин к_2012-2015 годам будет составлять 35-37 лет! Именно этого и добивается "мировая закулиса", чтобы завоевать Россию "голыми" руками, без всякого сопротивления русского народа.

Неужели правительство не видит и не замечает демографической ситуации в России, геноцид народа? | Невольно приходишь к выводу: алкоголизм и наркома¬ния весьма выгодны нынешней русофобо-космополитической власти либералов. Ведь одурманенных наркотиками и алкоголем граждан России ничуть не волнует судьба их Родины, будущее собственных детей, старость родителей да и собственное здоровье, работа, среда обитания...

 

Сегодня национально-патриотический союз "Родина" становится действительным центром соборного единения всех здоровых патриотических сил общества. Очень важно, чтобы "Родина", став как можно скорее мощной политической христианской организацией, возглавила бы всё национально-патриотическое дви¬жение русского народа за возрождение Православной России и освобождение её от гнёта прозападных оли¬гархов и коррумпированных чиновников-бюрократов. Ещё не менее важно то, чтобы "Родину" не раздирали внутренние противоречия и личные амбиции её руководящих лидеров, чтобы духовное единство её предс¬тавителей являлось твёрдой основой того организующего фундамента, на котором будет основываться движение всего православного русского народа за достойную жизнь и воскресение Святой Руси!

 

Задача наша сейчас - сесть за парты «духовно-православного ликбеза», причем, и родителям, и учителям, и чиновникам, потому что многие из них не знают даже, как правильно обратиться к священнику или архиерею, как в храм войти и там себя вести. Лишь православная культура научит русского человека быть милосердным, целомудренными и праведным. Ибо духовность восстанавливается с возрождением целомудрия, праведности и культуры своего Богохранимого Отечества.

 

Говоря о достоинствах учебника по «Основам православной культуры», не могу не сказать о заслугах его автора - Аллы Валентиновны Бородиной - в разработке, составлении и издании такой прекрасной книги. За свои духовные творческие труды А. В. Бородина была награждена Святейшим Патриархом Алексием П орденом Св. преподобного Сергия Радонежского Ш степени. Это происходило 6 июля 2004 г. в Московской Духовной Академии на всероссийском семинаре преподавателей ОПК! Не умаляя личного достоинства авторов других учебников по ОПК, хотелось бы отметить, что учебники, методические разработки и рекомендации А. В. Бородиной, по данному предмету, в нашем регионе, действительно имеют большой спрос и широко востребованы. Как среди педагогов, так и среди родителей учащихся детей. Но, к сожалению, этих-то учебников по ОПК у нас катастрофически в школах не хватает! Необходимо незамедлительно наладить на государственном уровне регулярный выпуск и своевременную поставку учебников А. В. Бородиной во все отдаленные регионы России. Иначе мы потеряем время для возрождения дзшэвности и спасения души наших детей! А это чревато гибелью их судеб и будущего процветания России. Не «основы мировых религий», а «Основы православной культуры» должны стать законным, базовым и обязательным предметом учебного процесса в каждой русской школе!!!

Есть ли жизнь до смерти?

Христианское воспитание, может быть, единственная сейчас защита наших детей от государственной пропаганды растления. Наверное, мало кто знает, что всеобщее обязательное школьное образование, придя к власти, одним росчерком пера отменил Ельцин. (Заметим, что в Америке, Франции и других европейских странах оно охраняется законом). В результате сейчас в России три миллиона безграмотных детей. Поразительно, как на фоне геноцида русского народа, на фоне продажи сирот на экспорт, так называемые правозащитники озаботились введением в школах "Основ православной культуры". Хакамада публично заявила через СМИ: "Введение "Основ православной культуры" приведет к тому, что через десять лет мы получим поколение зомбированных серых людей, способных выполнять команды, но не способных формировать новые идеи". И это при наличии миллионов беспризорных детей, вовлекаемых в проституцию, наркоманию и криминал! По поводу "Основ православной культуры" СМИ подняли целую истерию, которую можно сравнить только с истерией по поводу пресечения кощунственной выставки "Осторожно, религия!" "Не мир, но меч принесет в страну преподавание основ православия в Российских школах" ("Вечерняя Москва" 29.01.04). Газета "Газета" панически восклицает: "Школа надевает православную форму!" Руководитель Московского департамента образования Ке-зина высказалась: "Нельзя вводить православие в школы и будоражить людей, исповедующих другую религию". При этом хитро умалчивают, что речь идет всего лишь о факультативе.

 

Протестуя против "православия в государственных учебных заведениях", они совершенно не желают замечать, что другое государственное учебное заведение — еврейская академия — носит имя Маймонида, философа-талмудиста, выражавшего агрессивную нетерпимость ко всем нациям, кроме еврейской. Среди его высказываний есть такие: "Надо убивать и бросать в ров погибели всех, подобных Иисусу из Назарета и его последователей".

 

Вся эта демагогия тождественна позиции большевиков-интернационалистов, которые боялись заповедей Божиих, обличающих их дела, и пытались искоренить христианство всеми возможными средствами на территории России.

 

Что значит изучение "Основ православной культуры" в современном культурном контексте? Все, даже неверующие, знают, что православие, христианские ценности определяли общественную жизнь, нравственность, политику, культуру нашего народа в течение многих столетий. Православие оказало глубинное влияние на формирование нации, оно составляет неотъемлемую часть нашей истории. Нынешняя ситуация в России вследствие известных исторических потрясений характеризуется не только вопиющей религиозной безграмотностью, ростом самых диких суеверий, но прежде всего беспамятством — утратой памяти новыми поколениями. Мы отдаем отчет, что в обществе существует открытая конфронтация между новой культурой и христианской верой. Разумеется, Россия не является здесь исключением. Это глобальный процесс, в котором активно участвует Америка и постхристианский Запад. И прежде чем говорить о том, как юные могут сегодня получить доступ к утраченной духовной и нравственной реальности, и то, как сама культура может быть путем к этой реальности, необходимо ясно видеть и различать, где мы сегодня оказались.

 

Необходима реабилитация подлинно духовного измерения жизни. Мы начнем издалека. В течение долгого времени религия, принадлежность к религии, вера и Церковь на Западе рассматривались как преграда прогрессу человечества. Огюст Конт и его последователи утверждали, что религиозный опыт — составная часть самого архаического, что только есть в человечестве. Торжество разума с развитием позитивных экспериментальных наук должно неумолимо привести к исчезновению религиозных иллюзий. Человечество, просвещенное наукой, наконец, достигнет "взрослости". Цель позитивистов — вытеснить христианскую традицию, которая веками вдохновляла систему образования. И одновременно — еще одно философское направление, весьма ощутимо проявившее себя в нашей стране. Это — марксизм, солидарный с Фейербахом, согласно которому религия есть в принципе отчуждение и помешательство. Религиозный человек подозревается в отказе от собственной свободы вследствие соединения с Богом и устремленности в потусторонний мир, в котором он не господин сам себе и не может осуществить себя. Поэтому желание свободы требует от человека отказа от Бога. Эта философия была позднее замещена — вначале на Западе, а теперь и у нас в России — экзистенциализмом, который опирается a priori на упомянутый выше тезис. Чтобы человек жил, надо, чтобы Бог умер, надо, чтобы умерли все религиозные формы этого отчуждения.

 

Теперь мы вступаем в относительные новые времена. Прежде всего, потому что наша эпоха называет себя не только постхристианской, но и постпозитивистской. Лжерелигия прогресса и науки переживает кризис. Или, точнее, человек постмодернизма констатирует, что научный и технический прогресс двусмыслен. С одной стороны — небывалые достижения в материальной сфере. А с другой — не только нищета и нравственная деградация миллионов, небывалые искажения во всех областях жизни, но и угроза самой жизненной среде человека. Плоды новой свободы налицо: если не наступит радикальных перемен, скоро не останется ни человека, ни пресловутых "прав человека". Человек — на пути исчезновения? Вот в чем вопрос. Самый жгучий вопрос. Хуже всего, предельная трусость — предоставить возможность дать на него ответ тем, кто, обладая финансовой и политической властью, выносит приговор культуре, имеющей начало в самых истоках существования человечества. "Никто не может никого обязать исполнять предписания десяти заповедей, — говорят они с легкой иронией, — ибо человек — сам господин своей судьбы".

 

Чтобы лучше понять опасность разрыва с традиционной культурой, приведем следующее, самою жизнью диктуемое тождество. Обратим внимание на значение таких понятий, как отец, мать, брат или сестра, которые коренятся не только в биологическом родстве, но институализированы культурой. Как добиться эмансипации человека без его исчезновения — вот тема "прав человека", освобождающегося от всех связей и, в конце концов, от самого себя, погибающего в этом торжестве отделенности от веками принятых норм жизни. В качестве примера возьмем две проблемы достижений современной науки и культуры, по видимости далекие друг от друга, а на самом деле идентичные, — инцест и клонирование.

 

Инцест — новая реальность, пропагандируемая почти как нормальное явление, — еще совсем недавно воспринимался как неслыханное извращение. Статистика утверждает — невозможно этому поверить, — что теперь это безумие поразило каждую десятую американскую семью. Чтобы не было у нас отставания от всемирного эталона свободы, к рекламированию инцеста в нашей стране подключилось телевидение. Многим, наверное, памятны передачи небезызвестного Влада Листьева под названием "Тема". Снова и снова подчеркнем, что атеизм, разрывающий связи с традиционной культурой, с неизбежностью переходит в сатанизм. Инцест — не просто грех пола, насилие, нравственное преступление. Это генеалогическое преступление. Его тяжесть — в упразднении общепринятой логики родственных связей, в фальсификации генеалогии — того факта, той тайны, что мы потомки, наследники тех, кто был до нас. Наше начало — издалека, из глубины. Отец, насилующий своего собственного ребенка, следует нечеловеческому желанию — в самом полном смысле этого слова. Он разрывает связь времен. Он уничтожает узы родства. Он не дает своей жертве и далее — ребенку, который должен родиться, занять свое место в неразрываемой цепи поколений. Инцест — кровный брат геноцида, потому что он приводит к разрушению личности, уничтожая ее узы родства. Насилие совершается не только над телом ребенка, а, прежде всего, над тем, что составляет его человечество. Специалисты свидетельствуют о последствиях этого выхода из человеческого рода: неисцельная тяжелая депрессия, нарушенная психика и, наконец, суицид — невозможность жить в общении с нормальными людьми, связанными узами родства.

 

Как реагирует постхристианское, но еще сохраняющее остатки традиционной нравственности, западное общество на это явление? В большинстве стран закон бесконечно осторожен в вопросе инцеста, поскольку речь идет о страшной задаче — соединить необходимость наказания с желанием защитить, несмотря ни на что, "права человека". Так, насилие, совершенное родителем над малотеткой, рассматривается как преступление, в то время как инцест между братом и сестрой или родственником по восходящей линии не является уголовно наказуемым. Закон пытается спасти принцип, хотя он уже фальсифицирован, хотя он уже отступает от того, что является определяющим в естестве человека. В своей лицемерной осмотрительности он высказывается с одной стороны за запрещение инцеста, а с другой — предлагает сохранять родственные связи, несмотря на инцест.

 

Эти краткие замечания об инцесте имеют одну цель — помочь нам лучше разобраться, что такое клонирование. А то и другое вместе дают яркую иллюстрацию того, что представляет собой культура, разрывающая связи с традиционными ценностями. Греческое слово "клон" означает "росток, побег", и клонирование, как известно, это — воспроизводство живого существа (растительного, животного или человеческого) на основе одной из его клеток, внесенной в зародышевую клетку, ядро которой подавлено. Живое существо может быть воспроизведено без участия другого. Генетически — это копия того же самого существа, исходное от него. После ошеломляющего сообщения 27 февраля 1997 года группой биологов о первом успешном клонировании овцы Долли, на повестке дня встал вопрос клонирования человека. Мы не говорим сейчас о возможности этого (верим, что Бог не попустит) или о необходимости безусловного запрещения подобных экспериментов — ради сохранения от гибели человечества. Дело даже не в самом осуществлении этого чудовищного проекта. Дело в идее, которую принимает человеческое общество, и тем самым подписывает себе смертный приговор. Мы говорим о реакции так называемого цивилизованного общества на это явление. Мало сказать, что клонирование, как последнее достижение науки и культуры, как галлюцинация, неотвязно преследует умы многих. Человеческое воображение настолько взволновано этой гипотезой, в ней до такой степени выражен дух времени, что отношения многих друг с другом оказались непоправимо поколебленными. Столкновение различных, прямо противоположных точек зрения весьма примечательно. Одни видят в этом преступление против человечества, в то время как другие, философы и интеллектуалы, приветствуют новые открытия с энтузиазмом "прогрессистов". В прессе перспектива человеческого клонирования чаще всего преподносится в юмористическом ракурсе. Этот контраст оценок сам по себе не может не вызывать тревогу. Как может быть клонирование одновременно воспринимаемо одними как преступление против человечества, и забавной гипотезой — другими? Мы видим, до какой степени эта ситуация раскрывает глубоко ложные, невежественные представления о будущем человека и о тайне человека. Страшная фантасмагория — тот же самый человек, но — дубликат, копия, второй экземпляр! Вспоминаются древние мифологии, которые в большинстве языческих культур придают зловещее значение явлению двойников, этой бездне мимикрии. Двойник часто ассоциируется с инфернальным чудовищем. Он выражает радикальное нарушение установленного свыше порядка, полное безразличие к принципам жизни, которое несет в себе неизвестно какие угрозы.

 

Однако на самом деле не в этом проявляется главный грех клонирования. Вопрос клонирования напрямую связан с генеалогическим принципом. Когда в процессе рождения упраздняется вмешательство другого — клонирование становится ничем иным, как абсолютным инцестом. Оно доводит до логического предела известную неполноту человеческого существа, которое нуждается в другом, то есть во встрече, чтобы увековечиться. Подчиняясь мрачной мании всемогущества, клонирование выпроваживает вон этого встреченного, неизвестного и желанного, другого —- этого невероятного спутника, этого возлюбленного сородителя. В истории человечества происходит короткое замыкание, наступает тьма — вследствие отвержения непостижимого счастливого дара двух полов. Какая там любовь! Нет более ничего, чем всегда была наполнена, даже в язычестве, поэзия, музыка, живопись, вся прежняя, не утратившая богатства человеческих отношений культура. Посмотрите, как это опустошение все более определяет сегодняшнюю псевдокультуру. Творение человеческого существа, единственного и неповторимого, оттого что оно — по образу и подобию Божию и оттого что оно — плод встречи, уступает место в клонировании простому черенкованию органов. Вместо события, где два любящих существа участвуют в тайне творения новой жизни вместе с Богом, — эгоцентрическая воля, направленная только на то, чтобы запечатлеть на будущем человеческом существе свой собственный выбор, самого себя.

 

Нетрудно увидеть последствия этого устранения другого. Все характеристики инцеста как генеалогического преступления, относятся из слова в слово к клонированию. И точно так же — к современной антикультуре. Там и там — упразднение родственных связей. В случае антикультуры — кроме того, духовных и нравственных. Генеалогическая связь между поколениями, это "море ниспадающих водопадов", о котором говорит Тертуллиан, и в котором Платон видел "залог бессмертия", разрывается. Клонирование прокладывает обводные течения жизни, уничтожая при этом саму жизнь, и, как инцест, создает полный хаос в генеалогии. Лишается смысла сама идея родственных связей. В самом деле, какие родственные связи могут быть у клона человека? "По отношению к своему отцу — он сын, и в то же время — брат-близнец, — пишет известный психоаналитик. — Он — сын и шурин своей матери, которая является также его тещей. Он одновременно сын и внук дедушки и бабушки, а также брат своего дяди. Он станет отцом и дедушкой своих детей. В случае их собственного клонирования они станут братьями своего отца и дедушки и вновь шуринами своей бабушки". Совершенно ясно, что проблемы, поставленные клонированием, уходят далеко за пределы биологии. Речь здесь уже идет вовсе не об органах, более или менее хорошо "скопированных". Может ли человеческое существо сохранить свою идентичность в этих безумных отражениях зеркального лабиринта? Безумие подобных проектов очевидно. А между тем гражданское право большинства постхристианских государств все более склоняется к тому, чтобы встать на защиту легализации инцеста и клонирования.

 

Кто заплатит, и какую цену, за этот кошмар человеческой истории, перед которым ужасы минувшего столетия с двумя мировыми войнами, гулагами и освенцимами покажутся только "цветочками зла"? Беда в том, что эта, ложно понятая, свобода становится магическим стражем "нового порядка", взамен старого, с христианскими нормами. Порядка, который будет утверждаться, как единственно законный и "священный" (мы имеем в виду в данном случае антихриста). Чтобы утвердить этот порядок, необходимо отвергнуть идею самоограничения и запретов — всего того, что и является в принципе традиционной культурой. Это уже совершается сегодня. Одними — во имя свободы научных исследований, другими — ради революции нравов, как если бы одно должно быть непременно неотделимо от другого. Пусть будет новый век похвалой нигилизму! Однако тем, кто кричит о "ловушке патерналистского христианского наследия", не мешало бы понять, что эта похвала нигилизму приводит, в конце концов, к превращению всего в nihil — в ничто.

 

Вывод неумолим. Чтобы избежать полной варваризации и гибели человечества необходимо сохранение традиционной культуры. В нашей стране это означает, разумеется, помимо многого прочего, преподавание, хотя бы факультативно, "Основ православной культуры". Вопрос уже не в том — существует ли Бог, а — существует ли человек. Вопрос не в том — есть ли жизнь после смерти, а — есть ли жизнь до смерти.

 

Приветственное слово Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского...

Приветственное слово Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского участникам конференции "Основы православной культуры в системе образования"

 

Уважаемые отцы, братья и сестры, участники конференции
"Основы православной культуры в системе образования"!

 

В ходе пленарных заседаний было отмечено, что проблема реформирования современной школы не будет успешно решена в полной мере до тех пор, пока не будет подлинного обращения к нашей традиционной культуре.

 

Истоком и сердцем русской культуры, сделалавшей ее всемирно известной и значимой, без сомнения является Церковь и Святое Православие.

Современная отечественная история, тот опыт, который нам являет европейская цивилизация, доказывают, что отказ от христианских ценностей, подмена Заповедей Божиих устремлениями человеческими, продиктованными страстями, себялюбием и эгоизмом ведет к деградации и саморазрушению.

 

Разнузданность в нравственной сфере - узаконенные в ряде стран грехи, достойные содома, ужасающий опыт убийства и самоубийства явленный в так называемой эвтаназии ставит под вопрос само существование западной цивилизации. Даже технический прогресс, электронные технологии вне религиозного, подчеркну, именно религиозного осмысления, способны стать предпосылками ужасающего рабства, тоталитаризма и порабощения человеческой личности в такой мере, что даже самые мрачные деспотии прошлого могут показаться будущим поколениям царством свободы и достоинства личности.

 

Часто повторяемые слова о том, что школа - это наше будущее, на современном этапе для верующего человека, несомненно, являют и эсхатологическую перспективу. - Признание или отказ от Православных истоков нашей культуры способно либо явить дни благоденствия и мира, либо поставить под сомнение само существование России.

 

Безусловно, - обращение к преподаванию Основ православной культуры в школе - это лишь необходимый минимум. Сейчас все активнее обсуждается вопрос о создании общероссийских доступноых теле- и радиоканалов, активизации деятельности церковной прессы. Но введение предмета Основы православной культуры в школе - актуальнейшая задача. Этот курс не некое новшество, но попытка восполнения и восстановления школьной программы, изуродованной государственным атеизмом в прежние годы. Теперь нет государства декларировавшего безбожие, полностью изменился экономический уклад новой России, однако в школе продолжают бытовать прежние стереотипы. Это не вина учителей. Какая неведомая сила продолжает заставлять чиновников от образования в учебных пособиях и программах гуманитарных дисциплин представлять не научные факты, а мифологемы советских времен.

 

Если бы подлинная религия, история и культура нашего народа была адекватно отражены в школьных программах, то сегодня бы не стоял вопрос о введении курса ОПК.

 

Все мы тому свидетели, что даже труды по введению культурологического курса встретили столь активную компанию по противодействию со стороны антинационально и антипатриотически настроенных СМИ. А многим здесь присутствующим пришлось переносить не только клевету, запрет на работу, но даже и угрозы судебных преследований.

 

Казалось бы чего проще в государстве, созданном Православием, где большинство народа соотносят себя именно с традициями и культурой Православия, рассказать в очень малом курсе о подлинных составляющих этих традиций? Ни один международный или государственный закон этим не будет нарушен. Отчего же такой шум?

 

Мне думается, что желание ввести в школах предмет ОПК именно и является настоящей национальной реформой образования. Именно этот курс, та правда о России, которую он донесет до учителей и учащихся в корне подорвет монополию антипатриатически настроенных чиновников от образования. Именно в этом чувствует для себя опасность нынешняя псевдопедагогическая элита. Именно поэтому сегодняшнее противостояние -это не просто частная дискуссия, но это определение пути реформ российской школы. Мы пока свидетели тому, что чиновники от образований готовы обсуждать лишь формальную сторону реформ. И даже в этом случае школе под видом реформы предлагаются сомнительные инновации от разрушения классно-урочной системы, отмены оценок учащихся до постановки на конвейер оккультных методик преподавания.

Сегодня здесь собрались ведущие специалисты по преподаванию предмета Основ православной культуры, люди адекватно понимающие пути подлинной реформы школьного образования.

 

Пусть Господь, просветивший светом Истины наш мир благословит всех нас на плодотворную работу по обмену опытом и поиску дальнейших путей развития школьной реформы в традициях нашей национальной культуры.

Досточтимое Преосвященство! Уважаемые участники XIV Международных Рождественских Чтений!

Секция «Основы православной культуры в системе образования» продолжает свою работу. Сегодня – второй день работы секции, программа которого включает пресс-конференцию и творческий вечер на тему «Основы православной культуры – концепция жизни и творчества».

 

Для прессы дадим короткую справку по работе первого дня работы. Вчера с 13-00 до 19-30 на территории одной из государственных московских школ проходила научно-практическая конференция на тему «Основы православной культуры в системе образования». Был освещён целый ряд вопросов, затрагивались многие проблемы современного состояния общества, физического и нравственного здоровья нации, культуры и образования. Работа конференции проходила под почётным председательством секции владыки Максима, епископа Барнаульского и Алтайского, и под председательством автора и разработчика курса «Основы православной культуры» Аллы Валентиновны Бородиной. Несмотря на дальнее от центра месторасположение школы, в которой состоялась конференция, и технические неполадки в метро, в работе приняло участие около семидесяти человек: представители управлений образования и научной, родительской и педагогической общественности Москвы, Владивостока, Козельска, Рязани, Клина, Люберец, Калуги, Удмуртии, Ульяновска и других городов и регионов России, это были уважаемые руководители и методисты управлений образования, выдающиеся учёные, профессора философии, истории философии, педагогики, психологии, наркологии, медицины, культуры, учителя и православное священство. Таким образом, социокультурные проблемы и курс «Основы православной культуры» были рассмотрены с разных сторон: с медицинской, общественно-политической, историко-культурологической, философской, россиеведческой. Разносторонние аспекты изучения социокультурных и экономических проблем выводят современных учёных, педагогов-практиков и родительскую общественность на проблему несоответствия государственной культурно-образовательной политики 1) историческим условиям формирования отечественной культуры, 2) российскому законодательству, 3) международным документам в области воспитания, образования, культуры, прав граждан на убеждения и вероисповедания.

 

Мнения участников были единогласны по основным положениям:

  • государственная культурно-образовательная политика осуждается российской общественностью как дискриминационная по отношению к традиционным отечественным ценностям, по отношению к православию и по отношению к русской культуре и русскому народу, а также не соответствующая интересам нации, таким образом способствующая экстремизму и деградации населения;
  • государственная культурно-образовательная политика требует срочных корректив в целом для её соответствия: а) историческим условиям формирования отечественной культуры б) российскому законодательству; в) международным документам в области воспитания, образования, культуры, прав граждан на убеждения и вероисповедания; г) целям и задачам национальной безопасности граждан России;
  • курс «Основы православной культуры» должен быть введён в федеральный компонент образования, а прошедшие успешную апробацию в Москве и регионах России программа и учебно-методический комплект А. В. Бородиной должны быть рекомендованы для использования по названному курсу, содержит огромный дидактический и воспитывающий потенциал для а) сохранения образовательного, культурного, политического и территориального пространства России; б) для повышения качества базового образования, в) для успешной социализации молодёжи в отечественной культуре, г) для творческого развития граждан России; д) для предупреждения экстремизма. Достаточно сказать, что если бы государство осуществляло бы верную культурно-образовательную и экономическую политику, то просто не было бы таких случаев, когда доведённый до отчаяния молодой человек вбежал с оружием в синагогу, и даже в минуту самых серьёзных испытаний в жизни, ребёнок не побежал бы с оружием ни в какой молельный дом или храм, если бы он изучал систематично «Основы православной культуры». Мне нередко задают вопросы по поводу скинхедов и малолетних преступников, спрашивают: как с ними быть? Скинхедов и малолетних преступников действительно воспитывала школа без Основ православной культуры, но это тоже дети, если они учатся в обычной школе, теперь им придётся учиться немного в других условиях: с курсом ОПК, и, надеемся, весь положительный потенциал курса сможет оказать на них, как и на всех других детей, положительное воздействие. Хотелось бы, чтобы всем детям было более интересно в нашей культуре, более комфортно на нашей земле, чтобы у них были надежды на будущее, было уважение к другим людям и желание жить, приобретать профессию, трудиться на благо Отечества, на радость своим близким. И другой пример: не был бы так позорно освистан в торжественной обстановке, в Кремлёвском Дворце, министр образования и науки представителями всех регионов России и других государств, если бы изучал «Основы православной культуры», благодаря ОПК министр имел бы представление о роли православия в формировании культуры Отечества и ментальности русского народа, а это просто необходимо любому управленцу, каждому чиновнику, тем более такого уровня;
  • необходим общественный контроль за выполнением социального заказа на ОПК в целях обеспечения качества обучения, предупреждения провокаций и подмены содержания другим материалов, не апробированными и не прошедшими соответствующей экспертизы курсами, а также в целях обеспечения учебно-методическими пособиями по курсу ОПК за счёт бюджетных средств;
  • необходима научно-методическая и организационная помощь разработчикам других учебных или факультативных курсов, обеспечивающих расширение духовно-нравственного и историко-культурологического содержания ОПК в аспектах: этическом, филологическом, художественно-эстетическом, регионально-историческом, философском и т. д. В России создано около тысячи таких программ, наилучшие из них могут быть полезными в образовании в роли расширения и иллюстрации ОПК. Таким центром участники секции «Основы православной культуры в системе образования» выразили желание видеть Межрегиональный общественный фонд содействия развитию образованию и культуры «Основы православной культуры».

Сегодня работа секции посвящена теме «Основы православной культуры – концепция жизни и творчества», в центре нашего внимания находится вопрос обыденного и творческого бытия современного человека. Находят ли сегодня «Основы православной культуры своё место в нашей жизни и творчестве? По нашему глубокому убеждению – да. Причём «Основы православной культуры» являются не только новой темой, несколько разнообразившей наше существование. Основы православной культуры становятся современной концепцией жизни и творчества. Об этом говорят многие факты: и новые газеты, журналы, книги, песни, спектакли, курсы и т. д. И, подчеркну, не государство обеспечивает такое развитие культуры, а, наоборот, вопреки разрушительным финансируемым программам, народ осуществляет свою концепцию. Напомню, что на издание моих учебных книг, самого востребованного комплекта государством не затрачено ни одной копейки. Более того, министерство образования не представило перечень учебных пособий по курсу ОПК, а там должны были быть мои учебные пособия, получившие гриф Министерства «Допущено» и «Рекомендовано». Если бы это было выполнено, то школы могли бы приобрести эти книги на бюджетные средства, а раз это не выполнило Министерств, то опять требуется жертвенность народа, родителей, им придётся покупать книги на свои средства. И мы просим православные СМИ и общественные организации помочь провести социальное расследование по этому поводу и вообще пора провести расследование образовательной политики Министерства.

 

Таким образом, мы наблюдаем сегодня не просто сокращение населения России, мы видим феномен человеческого подвига, бытия в евангельской миссии – жертвенной любви русского народа, готовности русского народа в целом отдать своё благополучие, и даже жизнь ради высшего творческого бытия – в единстве с Богом. Русский народ, несмотря ни на что, без поддержки государства, продолжает творить, и своё духовное и художественное богатство бескорыстно, массово дарит России, в том числе и государству, и более того, – всему миру. Поэтому фонд «Основы православной культуры» проводит фестиваль «Россия – миру», цель которого поддержать значимые проекты и труды, выполненные с основой на отечественные традиции и без государственного финансирования. Стыдно должно быть нашему правительству, оставляющему ежедневные примеры ханжества (когда разбазариваются русские земли, «прощаются» долги и преступления: грабёж национальных богатств России, шпионаж и многое другое, но свой народ зажимается в железные тиски и доводится до отчаяния), но слава великой русской культуре и великому русскому народу, который воочию в своём бескорыстном творческом служении являет сегодня Лик Христа всему миру, как пророчествовал великий русский писатель и философ Ф. М. Достоевский.

Дураки в рясах. Религия в школе на Эхо Москвы от 5 февраля 2006г.

о.А.КУРАЕВ: Так пусть государство и церковь возьмут под двойной контроль, выведут из подполья это, из мира частных кружков в мир гласности. Вот есть четкая программа – говорить об этом, говорить так, вот учебник… не Аллы Бородиной, естественно, а учебник, проверенный, перепроверенный огромным количеством людей – и светских ученых, и психологов, возрастных психологов, и историков религии, и богословов. И вот будь добр вот по этой канве идти. Вот это может гарантировать… создаст систему защиты детей от дураков в рясах .

 

Это тоже очень важная вещь, и я думаю, опять же, здесь задача государства – помочь в этом вопросе. И, конечно же, одна из альтернатив, которая предлагается, это история религии. Вот это для меня очень печальный инцидент. Я подходил, извинялся к Фурсенко после этого инцидента, что он был освистан. Это было сказано, когда министр предложил курс истории религии. Вы знаете, я сам уже 15 лет преподаю на кафедре истории религии в МГУ, и при этом я – противник перевода такого курса в школу. И вот почему. В университете это естественно. В университете студенты – умные ребята, они уже умеют играться в бисер, они умеют анализировать внутреннюю логику художественного произведения, мифа и т.д. Подростки еще не умеют. Для них главный вопрос – это правда или нет, как, что и почему? Во-вторых, кто будет писать. Отец Александр Мень когда-то, по-моему, …ну, он очень добрый человек, поэтому он был оптимистом, наверное. Он сказал, что главное, чтобы это были светские люди, преподавали в школах, университетах историю религии. Я изнутри смотрю – не из подмосковного прихода, а я учился на этой кафедре религиоведения, преподаю на ней и т.д. Я могу сказать: "А кто это будет делать?"

 

Вот смотрите – есть… я спросил много аудиторий светских, студенческих, интеллигентных: "Скажите, пожалуйста, вы видели хотя бы один светский учебник по истории религии, в котором не описывались мрачные стороны, мрачные страницы истории христианства – инквизиция, крестовые походы, гонения на староверов и т.д., еврейская тематика, насилия, которые были в истории церкви?" Да, такие учебники все знают. У меня второй вопрос: "Скажите, кто из вас знает о войне за обладание зубом Будды на Бирме? Кто из вас знает о войне между желтошапочными и красношапочными буддистами в Тибете?" То есть удивительное дело, почему у нас учебники сегодня пишутся так странно, что изложение истории христианства идет на уровне социологическом, где уместны разговоры, естественно, и о преступлениях, которые творились людьми, которые считали себя представителями этой религии? Но почему при этом изложение других религий – того же буддизма – ведется, напротив, в возвышенно-метафизических тонах? То есть, к сожалению, у светских людей есть свои тараканы, свои пристрастия, и поэтому не может быть гарантии того, что если с человека снять рясу, то он превращается в объективного ученого. Это не так.

 

А Ваше мнение по этому поводу, дорогие братья и сёстры?

Читайте также: Ответ на новые нападки в прессе («Эхо Москвы» от 5 февраля 2006г.)
в статье А.В. Бородиной "О вражеских снарядах и пряниках медовых"

КУРС ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ

А. В. БОРОДИНА, автор и разработчик курса «Основы православной культуры», главный редактор издательства «Основы православной культуры», президент Межрегионального фонда «Основы православной культуры», кавалер ордена Прп. Сергия Радонежского РПЦ, член Союза писателей России

КУРС «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ

Анализируя содержание мероприятий, посвящённых социокультурным проблемам и проходивших в течение последних лет в России, можно сделать выводы об основных причинах углубления современного социального кризиса: именно вопросы духовно-нравственного порядка находятся в центре всего круга социальных проблем. Это подчёркивает сегодня вся российская общественность.

 

Разрушение традиционных ценностей, духовности, нравственных установок используется в качестве мощного механизма углубления системного кризиса России. Демографической проблемы, проблемы физического здоровья подрастающего поколения находятся в большой зависимости от духовно-нравственного состояния населения, благополучие старшего поколения также зависит в значительной степени от воспитания молодёжи, от готовности детей заботиться о родителях, а экономические проблемы – не только от профессиональной подготовки кадров, но и от способности к сотрудничеству, от уважения к закону, государству, народу. Нельзя не упомянуть и о важности вопросов межэтнического согласия и задаче предупреждения религиозных конфликтов.

 

По социокультурным проблемам следует выделить три основных аспекта, в которых обычно рассматриваются современные социальные проблемы: 1) доминирование духовно-нравственных проблем в основе причин глубочайшего системного кризиса России; 2) сохранение политического, культурного и территориального пространства России как важнейшего фактора обеспечения безопасности государства и всех народов России; 3) возрождение традиционной культуры как средство преодоления социальных проблем (демографической проблемы, проблемы семьи.

 

Главный общественный институт передачи культуры, в том числе духовной культуры и нравственных ориентиров, – система образования, – несмотря на её значительное разрушение, могла бы и должна использоваться для решения ряда задач духовно-нравственного и физического оздоровления, интеллектуального и художественно-эстетического развития, патриотического воспитания молодёжи.

 

За последние годы в России создано огромное количество курсов духовно-нравственной направленности, они имеют разные названия, различные концепции и содержание. В центре внимания педагогической и родительской общественности, однако, оказался курс «Основы православной культуры» с того самого момента, когда вышел в свет первый учебник, и концепция курса и его содержание смогли сформировать социальный заказ на изучение этого курса в государственном и муниципальном образовании. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил культурологический курс «Основы православной культуры» и на предыдущих Рождественских Чтениях неоднократно подчёркивал необходимость его введения в образование. Курс «Основы православной культуры» получил признание и успешно распространяется по всей России. Программа А. В. Бородиной имеет учебно-методическое обеспечение по 6 разделам (это около 15 учебных, методических пособий, лекций), учебная литература, представленная в Федеральный экспертный совет, успешно прошла экспертизу и получила грифы Министерства образования и науки «Допущено» и «Рекомендовано».

 

Культурологический курс «Основы православной культуры» призван решать целый ряд важнейших для современного российского образования задач: 1) повышение качества базового образования (по русскому языку и литературе, искусству, МХК, истории, обществоведению и др.); 2) духовно-нравственное воспитание; 3) творческое развитие (интеллектуальное, художественно-эстетическое); 4) формирование культуры потребления информации; 5) сохранение образовательного и культурного пространства России; 6) успешная социализация молодёжи в отечественной культуре. Последняя задача по сути является главной целью всего курса, равно как и всего школьного учебно-воспитательного процесса: зачем нужны знания, если ими никогда не сможет воспользоваться учащийся и выпускник школы, зачем творчески развивать ребёнка, если он не сможет реализовать свои способности, умения и замыслы, зачем воспитывать ребёнка, если воспитание идёт вразрез с культурой и не будет способствовать успешной социализации ребёнка. Мы подчёркиваем, что школа должна выполнять свои главную функцию – передачу культуры и социальный опыт. И в этом смысле курс «Основы православной культуры» содержит мощный потенциал для оказания помощи системе государственного и муниципального образования.

 

Нормативно-правовая база для этого имеется и в российском законодательстве и международных пактах, касающихся прав человека в области культуры, воспитания, образования, убеждений, а также в документах Министерства образования и в форме грифов на наши учебники. Материалы по этому вопросу мы публикуем в пособиях для учителей, они находятся в раздаточных материалах к конференции.

 

Какие действия выработаны в регионах в качестве механизма успешного выполнения социального заказа на изучение курса ОПК? Они просты: 1) обеспечение каждого образовательного учреждения и методических центров хотя бы одним (двумя) комплектами всех наших пособий (их около пятнадцати) для ознакомления администрации, педагогов и родителей. Цель – обсуждение и сбор предложений из школ, дошкольных учреждений: сколько учителей готовы начать преподавание, сколько учителей придут на курсы, сколько классов и каких (по возрасту) будут обучаться с нового учебного года, сколько нуждаются в обеспечении учебно-методическими пособиями, какими, в каком количестве и т. д.; поэтому 2) второй шаг – сбор Управлением образования предложений на: а) пособия и б) курсы; 3) организация курсов подготовки учителей к преподаванию курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной, уточню: не просто курсов на тему духовности и нравственности, а курсов по ОПК, включающим обучение конкретной методике по определённым пособиям. У нас уже подготовлена программа таких курсов и мы готовы её предоставить любому Управлению образования и методическому центру.

 

Повторяю, что нужно перейти к подготовке учителя к преподаванию курса, а продолжать лектории на темы духовности, под видом которой может войти всё что угодно, включая даже то, что не имеет отношения к православию. И последнее, кстати, вызывает серьёзную обеспокоенность.

 

Общим рассуждениям о духовности и нравственности, а также углублённым исследованиям этих тем посвящён нескончаемый поток конференций, образовательных чтений и т. д. Это другие формы, имеющие иные задачи. Курсы же по ОПК должны экономить время учителя и бюджетные (или спонсорские средства) и преследовать цель успешного введения курса ОПК, а не обеспечение под видом курсов ОПК светским «проповедникам» (чаще «проповедницам») возможность долгосрочных наставлений в духовности и нравственности. Кроме того, под вывеской «духовность» может придти что угодно, вплоть до религиозной эксплуатации, вымогательства и даже сатанизма. И когда организаторы создают курсы и называют их как-то по-другому (как они говорят, из осторожности) и объявляют их в зависимости от политической ситуации то курсами ОПК, то какими-нибудь истоками нравственности и т. д., такая «осторожность», на мой взгляд, явление очень опасное, создающее условия для подмены концепции и содержания и не способствующее успешному введению курса ОПК. Даже в период самых ожесточённых битв и целой цепи предательств я не изменила ни название, ни концепцию курса. Но, к сожалению, организацией ОПК нередко занимаются люди, не понимающие этого. Наше издательство, например, подготовило и выпустило учебные пособия по курсу «История философской мысли» А. А. Афанасьевой, который сейчас используется в школах повышенного уровня образования, этот замечательный курс тоже очень нужен и, конечно, включает краткую историю развития христианской мысли, знакомит с русской философией. Но нельзя называть этот курс «Основами православной культуры» и вводить вместо него, это можно делать параллельно или после ОПК, но не вместо него. Это другой курс, для него, как и для базовых предметов: литература, искусство, МХК, история, – нужны основы православной культуры, причём система знаний в этой области, а не отрывки, детали, намёки, имена, всё это итак имеется во всей нашей культуре, истории, искусстве, но они не могут быть раскрыты, изучены без курса ОПК.

 

Это одна форма подмены, одна проблема. Есть и другая. Совсем недавно наткнулась в одной газете на дифирамбы по поводу организации курсов для учителей по ОПК, направленные в адрес «профессора по ОПК», десять лет назад написавшей очень своеобразную книгу «для учащихся и учащих». Здесь же эта книга преподносится как учебник по ОПК. А книга на самом деле в силу как содержания, языка, подачи, так и «особого» жанра – «для учащихся и учащих», – не используется ни первыми ни вторыми. Конечно, на тему православия можно писать много и в разных формах, но профессиональный учитель с первого взгляда определяет, что книга написана человеком, не знающим специфики светской массовой школы, специфики учебно-методической литературы. Десять лет назад литературы было так мало, что я тоже пыталась рекомендовать своим учителям (только учителям!) воспользоваться пока и этой книгой, но даже читать никто не захотел, увидев, каким языком и что там написано. Цитирую первое, что открылось: «На каких молитвах строим занятия в этом возрасте? После начального периода собирания внимания надо сразу в одном уроке давать молитву-прошение, молитву-благодарение и молитву-покаяние. Нужно, чтобы дети знали, «не какую молитву, когда надо читать», или, как говорят, «какая от чего помогает», а слушали, что происходит в их сердце, ибо…» и т. д. и т. п. И это, как написано автором, предназначено в первую очередь учащимся . Надо сказать, что сама автор этой «универсальной, многофункциональной» книжки всегда «не жаловала» ОПК, а теперь, видимо, ввиду популярности ОПК перспективы заработка заставляют использовать ситуацию иначе. Конечно, сначала подумала я, может быть, это так преподнесла газета, её некомпетентные журналисты, и не стоит обращать внимание на такой случай. Но не оставляют надежд на случайность слишком качественная, белая и плотная, бумага газеты и размещённая на целую полосу откровенная реклама кумира либеральных СМИ, диакона, известного не только своими либеральными взглядами и проповедями чужеземной культуры и себя исключительного, но и нападками и обвинениями в адрес моего первого учебника, изданного по рекомендации Координационного совета Русской Православной Церкви и Министерства образования. По моему убеждению, это продолжение борьбы с «Основами православной культуры».

 

И в этой связи, чтобы защитить ОПК от всякого рода подмен наша важнейшая задача создать курсы на базе местной системы образования с использованием специалистов и методики автора и разработчика курса «Основы православной культуры». Не создавать условий для подмены концепции, что уже пытаются сегодня осуществить разные частные организации (частные академии, институты, даже международные, педагогические), выбирая к тому же бюджетные и благотворительные средства.

 

Имеется уже опыт сотрудничества руководителей государственного и муниципального образования с Русской Православной Церковью, которым можно руководствоваться и который можно распространять. Такое сотрудничество позволяет соблюдать принцип светскости образования с одной стороны и использовать фундаментальные знания в области православия и истории Церкви с другой. Главное теперь отвечать за свои слова: если вводим «Основы православной культуры», значит, это должны быть «Основы православной культуры», и концепция, цели, задачи, подбор материала, подход к преподаванию должен соответствовать заявленному. Если же это религиоведение или краеведение, или этика, или основы нравственности, то отношение к ОПК это может иметь косвенное, а может и не иметь вообще. В лучшем случае это хорошо как расширение содержания ОПК, его интеграция в какую-либо область, но не ОПК. И бывает очень грустно наблюдать, когда коммерческие или другие цели заставляют уже многих забыть о проблеме сохранения образовательного, культурного и территориального пространства России, забыть о вселенской миссии православия и его основах. Да и о самой православной культуре и духовной и моральной ответственности, видимо, забывают авторы, когда перетаскивают из моего учебника значительную часть материала в свой, считая, что таким образом выполнили задачу. Какую? Коммерческую, карьерную? Наверное. Задачу изучения истории региональной культуры? Может быть. Но то, что они разрушают, кроме прочего, образовательную систему курса ОПК по повышению качества образования и по сохранению образовательного, культурного и территориального пространства России, не понимают, а, может быть, слишком хорошо понимают? Ведь духовное, языковое и историческое единство России остаётся последним объединяющим фактором на пути тех, кто кроит Россию на лоскутки.

XIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ (3)

СЕКЦИЯ "Основы православной культуры в системе образования".
Третий день работы секции. Подробнее...

XIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ (2)

СЕКЦИЯ «Основы православной культуры в системе образования».
Второй день работы.
Подробнее...

 
Основы православной культуры. Проект А.В. Бородиной
Индекс Цитирования Яndex