|
 |
Вы здесь: Главная Общие мероприятия XХIV Международные Рождественские образовательные чтения: Основы православной культуры в системе образования
|
|
В старину каждый полк имел собственную полковую икону, сопровождавшую его в боях и походах. Движение «Народный Собор» решило последовать этой хорошей русской традиции, приобретя на личные средства участников организации собственную «соборную икону» своего небесного покровителя - преподобного Сергия Радонежского.
11 января, в рамках очередного семинара Литературно-философской группы «Бастион» сопредседатель Межрегионального общественного движения «Народный собор» Олег Кассин от имени Коллегии «Бастиона» был награжден медалью имени Ф.М.Достоевского. Этой награды он удостоен за деятельность «Народного собора» в сфере культуры. В частности, за твердую позицию в деле о «французской выставке», дискредитировавшей и русскую культуру, и Россию в целом, а также за постоянную поддержку православного духовного просвещения в нашей стране.
*** Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
2008-й год объявлен в России Годом семьи, что указывает на особое внимание государственной власти и гражданского общества к проблеме сохранения семейных ценностей, повышения в обществе авторитета материнства и ответственного отцовства. Эти темы неразрывно связаны с кругом вопросов, которые будут обсуждаться на XVI Рождественских чтениях, поскольку все они напрямую соотносятся со сферой нравственного воспитания и образования. Как и всегда Рождественские чтения, ставшие за минувшие полтора десятилетия крупнейшим общественно-церковным форумом нашего Отечества и стран ближнего Зарубежья, в этом году посвящены одной из самых актуальнейших тем современности — обсуждению места и роли духовных ценностей Православия в сфере образования.
Москва, 28 января 2008г. В Кремлевском дворце съездов состоялось открытие XVI Международных Рождественских образовательных чтений. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам Чтений приветственное слово. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Выбор главной темы шестнадцатых Международных Рождественских чтений — «Православные ценности и современное образование» — призван указать на особую актуальность вопросов современного состояния и перспектив изучения духовной культуры в светской школе, формирующей будущего гражданина.
XVI МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЕ «ШКОЛА В XXI ВЕКЕ» СЕКЦИЯ «Основы православной культуры в системе образования» Секция «Основы православной культуры в системе образования» выполняла свою работу в соответствии с намеченной программой в течение двух дней (30 и 31января января 2008 г.). I . Организаторы, руководство Организации – участники секции: - Межрегиональный общественный фонд «Основы православной культуры»
- Барнаульская и Алтайская епархия Русской Православной Церкви
- Издательство «Основы православной культуры»
- Союз писателей России
- Общественное объединение «Народный Собор»
- Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества»
- Союз «Христианское Возрождение»
В субботу, 24 ноября, в преддверии выборов, готовились последние политические провокации революционеров, не согласных с курсом России, который всё отчётливее обозначается в направлении к стабилизации и возрождению отечественных ценностей.
Кирилл Бенедиктов Во вторник в "Политическом Журнале" прошел круглый стол, посвященный проблемам, связанным с введением в школьный курс предмета "Основы православной культуры". В круглом столе принимали участие известные политологи и журналисты. Открывая дискуссию, главный редактор "Политического Журнала" Петр Акопов заметил, что, на его взгляд, речь идет о гораздо более серьезных вещах, нежели введение еще одного школьного предмета. Речь идет, по сути, об историческом выборе будущего России, и дискуссия об ОПК – лишь первая среди тех, которые неизбежно будут происходить в обществе по вопросу о том, куда идет Россия. Будет ли Россия бездуховным сырьевым придатком технологической и утилитарной западной цивилизации, или все же сумеет выстроить свою собственную цивилизационную модель, опирающуюся на традиционные, исторические культурные и религиозные ценности.
В субботу, 26 мая 2007 года, в день Троицкой родительской субботы, на Славянской площади в Москве прошло молитвенное стояние в поддержку введения школьного предмета «Основы православной культуры» и против намерений содомитов провести в воскресенье свой так называемый «парад».
9 апреля 2007 года в Центральном Доме Литератора состоялся Круглый стол на тему «Русская культура - путь возрождения и спасения России. Вседозволенность искусства - путь ее уничтожения». Данное мероприятие было организовано Объединением Православной Молодёжи Москвы. В нём также приняли участие видные представители научной и творческой интеллигенции, а также ряд депутатов Государственной Думы от фракции «Справедливая Россия». Круглый стол задумывался отчасти как продолжение (но отнюдь не завершение!) акции-пикета прошедшего 28 марта у Сахаровского центра, направленного против оскорбляющей достоинство и чувства миллионов людей выставки «Запретное искусство-2006», отчасти – как самостоятельное мероприятие, которое стремилось расширить тему и поговорить не только «против», но и в конструктивном плане рассмотреть различные аспекты культурного развития нации, которые, при их реализации сделают невозможной саму мысль об организации подобных выставок и полностью изменят саму обстановку на культурном поле.
Вёл круглый стол лидер Объединения Православной Молодёжи Москвы Михаил Налимов. Вначале он предоставил слово представителям разных групп Православной Молодёжи Г.Боровикову и Р.Матюшенко. Из их выступлений стало совершенно очевидно, что именно молодёжь, которую западные идеологи считают идеальной средой для восприятия т.н. «продвинутого искусства», на самом деле, менее всего готова впитывать подобное «творчество», напротив, отвергая его в принципе.
С 3 по 12 ноября 2006 г. Паломническая группа из России, в составе которой находилась президент Фонда А. В. Бородина, пребывала на Святой Земле. Цель поездки: паломничество и сбор иллюстративного материала для новых книг. Среди полученных фотографий оказались несколько особенных снимков, сделанных в православном Успенском храме с гробницей Пресвятой Богородицы. Эти кадры снимались А. В. Бородиной в слабоосвещённом храме, когда, казалось бы, не было надежды на то, что снимки вообще могут получиться.
ЧТОБЫ СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ! 27 ноября перед зданием Общественной палаты митинг в защиту ОПК 27 ноября, с 11 ч. утра у здания Общественной палаты на Миусской площади проходит митинг в защиту школьного предмета "Основы православной культуры". Девизом митинга стали слова известного русского поэта и рок-музыканта Бориса Гребенщикова : "Чтобы стоять, я должен держаться корней!". В заявлении организаторов мероприятия — Православно-Патриотического Комитета — говорится о том, что попытка законодательно отменить региональный компонент в образовании является "объявлением войны" православной русской культуре и правам православного большинства граждан России. "Тот, кто ее объявил, проиграет, — утверждают авторы заявления. — Мы не рекомендуем конфликтовать с православным большинством граждан России, тем более в преддверии предвыборной кампании в России". ППК выражает недоверие министру Фурсенко и верхушке Министерства образования и требует их отставки. Недоверие выражается также уполномоченному по правам человека Лукину , который вместо того, чтобы защищать права граждан России, попирает их, выступая против ОПК. "Основы православной культуры" должны быть введены в федеральный образовательный компонент, — считают организаторы митинга. "Школьный предмет ОПК стал знаменем борьбы за суверенитет России, за право нашего народа не только на славное прошлое, но и на великое будущее", — говорится в заявлении участников. Митинг проходил 27 ноября 2006 года с 11-00 до 12-00 напротив центрального входа Общественной палаты РФ, расположенной по адресу Миусская пл., д.7, стр.1 Справки по тел.: 63-129-63, 8-917-514-60-20. Общественная палата не пошла навстречу Андрею Фурсенко и рекомендует узаконить изучение религии в школах, не ограничиваясь изучением мировых религий. Это может привести к расколу регионов по религиозному признаку, считают эксперты. Вчера три профильные комиссии Общественной палаты (ОП) одобрили проект рекомендаций Госдуме и Минобрнауки об изучении религии в школах. Поводом к обсуждению послужило письмо министра образования Андрея Фурсенко секретарю палаты Евгению Велихову. Министр попросил общественников высказаться по вопросу преподавания религии. Он не раз критиковал появление курса основ православной культуры в школах и предлагал заменить его историей мировых религий. В письме Фурсенко сетовал на то, что министерство не в состоянии влиять на решения региональных властей, которые включают в учебный план изучение религии.
Точку зрения Фурсенко на заседании отстаивал замминистра Дмитрий Ливанов. Курс не должен быть обязательным ни в одном регионе — он может вводиться только в конкретной школе по решению ее совета с учетом мнения родителей либо вне сетки занятий, либо в качестве спецкурса, пояснил он. Общественники с ним не согласились: большинство пришло к выводу, что история мировых религий в школах не нужна — надо преподавать одну из традиционных религий России по выбору. По мнению председателя комиссии по толерантности Валерия Тишкова, основы православной культуры в школе отвечают запросам подавляющего большинства населения — православных, но и права исповедующих другие религии не должны ущемляться. Образовательного стандарта по преподаванию религии нет, напомнил его коллега Александр Адамский и предложил эту ситуацию исправить. Основы религиозной культуры должны присутствовать в учебных планах каждой школы, настаивал митрополит Климент. Бельгия — светская страна, но там обязательны уроки, посвященные той вере, к которой принадлежат хотя бы три-четыре ребенка в классе, отметил Климент. В итоге ОП рекомендовала Минобрнауки подготовить закон о порядке изучения традиционных религий и разработать курсы религиозной культуры. Преподавать религии общественники предлагают по согласию учащихся: отказники будут изучать философию или этику. Примеру православных областей могут последовать и регионы с преобладанием мусульманского или буддийского населения, говорит политолог Дмитрий Бадовский. В итоге это может привести к расколу страны по религиозному признаку, предупреждает эксперт. В Москве прошел очередной пикет в поддержку ОПК Около 30 представителей православной молодежи провели в понедельник пикетирование Общественной палаты РФ, потребовав введения "Основ православной культуры" в программу средних школ России. Как передал корреспондент "Интерфакса", организаторы обещали "прокатить" на предстоящих парламентских выборах те политические силы, которые поддержат законопроект о ликвидации регионального образовательного стандарта (именно в рамках регионального компонента учебной программы сегодня ведется преподавание православия в ряде субъектов Федерации). "Мы расцениваем заявления чиновников министерства образования о подготовке законопроекта о ликвидации регионального образовательного компонента как "объявление войны" православной русской культуре и правам православного большинства граждан России. Тот, кто ее объявил, проиграет", – заявил журналистам руководитель московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов. Участники акции также выразили недоверие министру образования РФ Андрею Фурсенко и потребовали отставки тех руководителей этого ведомства, которые препятствуют введению в школах основ православия. Об этом сообщает "Интерфакс-Религия" Общественная палата допускает только добровольное изучение в школах религиозных предметов [27-11-2006] Общественная палата РФ выступает за введение в школьную программу религиозных предметов только на основе добровольного выбора учащихся. Совместное заседание комиссий Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам интеллектуального потенциала нации, а также по вопросам культурного и духовного наследия состоялось в понедельник в Москве. В ходе заседания были приняты предложения палаты к Министерству образования и науки РФ, передает Интерфакс .
"Общепризнанным является то, что в воспитании молодых людей в системе образования большую роль занимают основы религиозной культуры. Это мировой опыт человечества. Нет стран, которые бы развивались вне этого опыта", - сказал на заседании глава комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков.
Он подчеркнул, что, в отличие от большинства европейских стран, Россия не имеет правовых норм о соотношении религии и образования. "У нас по этой части полный ноль", - констатировал В.Тишков.
При этом он отметил, что в подходе к преподаванию религиозных знаний в школах главными принципами должны стать взаимное уважение к различным вероисповеданиям, а также возможность выбора изучаемых предметов.
Напомним, что, благодаря лоббированию Русской православной церкви в некоторых регионах предмет «Основы православной культуры» введен как обязательный. Единого мнения о преподавании основ религии школьникам пока нет МОСКВА, 27 ноя - РИА Новости. Представители традиционных конфессий России и чиновники Минобразования пока не пришли к единому мнению о преподавании основ религиозных культур школьникам. "Наша молодежь должна знать культурную и духовную составляющую нашего государства. Знание заповедей, духовной культуры будет не разделять, а только объединять жителей России", - сказал член Общественной палаты, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Климент в понедельник в Москве на совместном заседании трех комиссий Общественной палаты, посвященном изучению религиозной культуры в школе. Митрополит убежден, что в рамках регионального и школьного компонентов следует преподавать предмет по основам той или иной религии. "Он должен носит чисто культурологический, а не миссионерский характер и должен преподаваться специально подготовленными светскими учителями в обязательном порядке. Если родители школьника ориентированы на нерелигиозный образ жизни, то для него следует организовать изучение светской этики, культуры, философии. Такая практика существует в других странах", - подчеркнул митрополит Климент. Кроме того, митрополит отметил, что, по результатам опросов, 80% респондентов хотят, чтобы их детям преподавали именно "Основы православной культуры", а не все религии одновременно. Замминистра образования и науки Дмитрий Ливанов объявил на заседании результаты проведенного министерством анализа практики изучения основ религий в субъектах РФ. В 19 регионах практики преподавания религиозных предметов вообще нет. В 35 преподаванием основ религиозной культуры охвачены небольшое количество школьников - до тысячи человек в каждом. В 17 регионах такие курсы читают нескольким тысячам учащихся. И только в восьми регионах религиозно-культурологическим предметом охвачены десятки тысяч детей. Лидирует Белгородская область, где "Основы православной культуры" изучают 150 тысяч школьников. Кроме того, Ливанов выделил Чечню, Ингушетию, Московскую, Воронежскую, Смоленскую области и Краснодарский край.
Сегодня у здания Общественной палаты в Москве прошел санкционированный митинг в поддержку преподавания в школах основ православной культуры. В нем приняли участие около 20 человек. Они раздавали прохожим флажки "Я люблю ОПК" и листовки со словами из песни Бориса Гребенщикова "Чтобы стоять, я должен держаться корней". Православной культуре объявлена война, как считает СПГ Союз православных граждан обещает "прокатить" на предстоящих парламентских выборах те политические силы, которые поддержат законопроект о ликвидации регионального образовательного стандарта.
Союз православных граждан России выступил с заявлением:
Мы расцениваем заявления чиновников министерства образования о подготовке законопроекта о ликвидации регионального образовательного компонента, в рамках которого преподается культурологический предмет "Основы православной культуры", как "объявление войны" православной русской культуре и правам православного большинства граждан России. Тот кто ее объявил, проиграет.
Мы видим, что Министерство образования и науки лишило ликвидировать предмет "Основы православной культуры и заменить его секулярно - атеистическим курсом "Основы мировых религий". Только так можно расценить заявление руководителя департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Натальи Третьяк о подготовке нового законопроекта и о введении одиозного предмета "Основы мировых религий" в федеральный образовательный компонент.
Союз Православных Граждан предупреждает, что внимательно следит за позицией каждого депутата обеих палат Федерального Собрания России. Мы обещаем, что ни один православный христианин не проголосует за ту партию, представители которой проголосуют за законопроект о ликвидации "Основ православной культуры". Мы доведем эту позицию до каждого прихода, до каждого гражданина России. Попытки информационной блокады нашей позиции провалятся - сетевая структура православных приходов, братств, интеллектуальных групп, СМИ, ничуть не менее влиятельна в информационно- мобилизационном плане, чем машина промывки мозгов противников православного возрождения России.
Мы вновь выражаем недоверие министру Фурсенко и верхушке Министерства образования, которые борются с подлинно национальным проектом "Основы православной культуры", и требуем их отставки.
Мы выражаем недоверие уполномоченному по правам человека Лукину, который вместо того, чтобы защищать права граждан России, попирает их, выступая против ОПК.
Мы не недоумеваем, почему Мэр Москвы Юрий Лужков выступает против "Основ православной культуры". Неужели у него мало политических противников?
Мы считаем, что президент Татарстана Шаймиев, выступая против "Основ православной культуры", демонстрирует политику ущемления прав православного населения края, составляющего около 50% жителей этого региона России. Это не единственный пример сегрегации - в Татарстане не признается целый православный народ - кряшены, а количество храмов - менее 200. Мы сторонники укрепления Российского государства, а попытки его конфедерализации считаем опасными.
Мы требуем введения введения "Основ православной культуры" в федеральный образовательный компонент.
Мы не советуем конфликтовать с православным большинством граждан России, тем более в преддверие предвыборной кампании в России. Отвратительная борьба с "Основами православной культуры" довела терпение православных граждан России до предела.
Вопрос преподавания "Основ православной культуры" стал политическим, а точнее, национально политическим. Против выступают те, кто отказывают России, русским и другим народам России, большинство из которых исповедует православие, в праве на национально-культурное самоопределение, воссоединение разделенной страны и народа и на собственный цивилизационный геополитический проект. В итоге, это отказ в праве на суверенитет. Таким образом, школьный предмет ОПК стал знаменем борьбы за суверенитет России, за право нашего народа не только на славное прошлое, но и на великое будущее. Как поет русский поэт Борис Гребенщиков, "чтобы стоять, я должен держаться корней". Союз православных граждан России
Проверка преподавания "Основ православной культуры" в Брянской области не выявила нарушений светскости Москва. 22 декабря 2006 г. ИНТЕРФАКС - Смешанная комиссия Минобразования РФ и правозащитных организаций по итогам недавней тщательной проверки соблюдения принципа светскости образования при изучении в Брянской области "Основ православной культуры" по программе и учебно-методическому обеспечению Аллы Бородиной подтвердила законность изучения этого курса, сообщила "Интерфаксу" в пятницу А.Бородина.
"Очень важно, что даже предвзятая проверка подтвердила, что изучение культурологического курса "Основ православной культуры" по разработанной мною программе и учебно-методическому комплекту, включающему около 20 пособий, организуется в соответствии с российским законодательством и международными документами о правах человека", - отметила собеседница агентства.
В заключении смешанной комиссии, по ее словам, указано, что по итогам изучения обязательного преподавания "Основ православной культуры" в Брянской области "нарушения принципа светскости образования не выявлено".
С 1 сентября 2006 года "Основы православной культуры" преподаются как обязательный предмет во всех школах Брянской области с 1 по 4 классы, а в средних и старших классах носят характер факультатива.
В то же время, как сообщила А.Бородина, с 1 сентября 2007 года курс "ОПК" может стать обязательным предметом в сетке учебных часов уже всех классов Брянской области.
"В регионе готовится введение курса "ОПК" как учебного предмета. Это и есть та идеальная форма, которую мы разрабатываем более десяти лет. Статус учебного предмета позволит использовать весь воспитывающий и развивающий потенциал, заложенный в курсе "Основ православной культуры", - отметила А.Бородина.
Однако предполагаемое введение "ОПК" для всех брянских школьников как учебного предмета в сетке часов классно-урочной системы не будет носить принудительного характера, подчеркнула собеседница агентства.
"Если кто-то категорически будет возражать против изучения этого предмета, то школа всегда найдет возможность организовать обучение таким образом, чтобы ребенок не посещал эти уроки. Но у нас таких случаев отказа никогда не было", - отметила А. Бородина.
Оценивая ситуацию с введением "ОПК" в других российских регионах, автор курса "Основ православной культуры" назвала в качестве передовых в этом отношении Рязанскую, Камчатскую области и Приморский край.
"Здесь ведется очень грамотная, тщательная, поэтапная работа по введению в школах "Основ православной культуры", обеспечению учебно-методическими пособиями, подготовке кадров", - отметила А.Бородина.
12 апреля этого года в доме Союза писателей России Движением «Народный Собор» был проведен круглый стол на тему «Защита русской культуры: проблемы и перспективы» В круглом столе приняли участие президент фонда «Основы православной культуры» А. Бородина, художественный руководитель Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» А. Полетаев, президент Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь», актер, кинорежиссер Н. Бурляев, зав. отделом культуры литературно - художественного журнала «Москва» К. Кокшенева, вице - президент фонда «Единство Нации» В. Хомяков, кинорежиссер Ю. Сенчуков, главный редактор православно - политического портала «Правая.ru» И. Бражников, председатель совета по детско - юношеской прозе Союза писателей России И. Репьева ( Лангуева ), член коллегии литературно - философской группы «Бастион» Д. Володихин, сопредседатели Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Народная защита» Владимир и Анна, Сергеевы и др. Вели круглый стол Координатор Движения «Народный Собор» О. Кассин и русский писатель, секретарь правления Союза писателей России В. Крупин. Важной темой обсуждения стала проблема упадка русской культуры, ее вытеснения из сферы духовной жизни в «жесткие» рыночные отношения. «Я говорил еще тогдашнему министру Швыдкому, что не все надо отдавать в частные руки, – рассказал Николай Бурляев. – Атомную бомбу – нельзя, потому что это оружие, и киноэкран нельзя – это тоже оружие». Результат такой деятельности очевиден – общество деградирует. Капитолина Кокшенева продолжила тему, отметив, что всю культуру вывести за рамки рынка не нужно и невозможно, что необходимо ясное понимание того, какую культуру нужно защищать. Необходим также национальный культурный проект, который сейчас у государства отсутствует. Кстати, Юрий Сенчуков в своем выступлении обратил внимание на тот факт, что слово «культура» в связи с осуществляемыми правительством национальными проектами не упоминается ни разу. По мнению К. Кокшеневой, необходимо продумать концепцию положения человека в современной культуре; «Почему - то считается, что только либералы думают о человеке... На самом деле, большей личностной свободы и большего личностного начала не дает, конечно, никакая культура, кроме как православная, русская, христианская». Алла Бородина отметила две тенденции в культуре: разрушительную ( ассоциируется с политикой официальных структур ) и созидательную. Для сохранения культуры, ее позитивного потенциала следует больше применять демократические механизмы: «В целях разрушения они хорошо используются, а в целях созидания – недостаточно». Анатолий Полетаев заявил, что необходим денежный фонд, без которого все пожелания останутся утопией. При этом, по его мнению, не нужно смешивать понятия культуры и искусства: «Искусство может стать явлением культуры только тогда, когда идет по Божественному пути, когда оно созидательно, когда оно исповедует законы красоты, любви, гармонии». Именно настоящее искусство нуждается в поддержке государства, потому что оно вне рыночных категорий и по определению не может само себя содержать. Примером тому стало; трагическое положение оркестра «Боян», который выселяют из занимаемого помещения за долги, хотя коллектив имеет государственный федеральный статус. Дмитрий Володихин считает, что назрела и проблема государственной поддержки литературы для детей и юношества. По мнению Владимира и Анны Сергеевых, распространение книг, подобных «произведениям» И. Кормильцева, наносит народному самосознанию, и, прежде всего молодежи, непоправимый вред. В отношении И. Кормильцева, кстати, заведено уголовное дело по факту распространения порнографии. Эти книги, по словам В. Сергеева, наполнены сатанизмом, порнографией и богохульством, продаются под красивыми и яркими «привлекательными» обложками. По словам Ирины Репьевой ( Лангуевой ), в детскую литературу молодые писатели сейчас идти не хотят, так как занятие это невыгодное, а те, кто приходит – далеки от православных, традиционных ценностей. Хотя в регионах появляются хорошие произведения некоторых писателей, однако дальше этих регионов они не уходят. Государству русская, в том числе детская, литература не нужна, в итоге и литературы этой на прилавках магазинов и в библиотеках все меньше. Илья Бражников отметил, что со стороны государства все - таки есть небольшая помощь, примером чему является новый профессионально исполненный фильм «Князь Владимир» с русской православной идеей. «Конечно, надо защищать островки русской культуры, которые еще остались. Но надо и наступать: создавать альтернативные, конкуренто способные художественные произ ведения, » – заявил главный редактор православно - аналитического портал «Правая.ru». По материалам печатных и электронных СМИ – Народный Собор. Газета Движения «Народный Собор», № 1, май 2006.
1 ноября 2006 года прошёл однодневный обучающий семинар по курсу «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ», изучаемого в рамках программы А. В. БОРОДИНОЙ «ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ». Семинар проводился для преподавателей Калужской области г. Тарусы. Мероприятие прошло в активном режиме: выслушав внимательно курс, слушатели задавали вопросы, велось обсуждение проблем духовно-нравственного состояния подрастающего поколения и воспитания молодёжи.
26 сентября 2006 г., 14-00. В РИА Новости проходил круглый стол на тему "Основы православной культуры: за и против"
Участники круглого стола: - Алла Валентиновна Бородина, автор и разработчик курсов «Основы православной культуры» и «История религиозной культуры», автор более пятнадцати учебных и методических пособий, член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А. Н. Толстого, кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени Русской Православной Церкви, главный редактор издательства «Основы православной культуры», президент Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры;
- Александр Викторович Чуев, заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ, кандидат юридических наук;
- Сергей Вячеславович Перевезенцев, сопредседатель Правления Союза писателей России, доктор исторических наук, автор более двадцати произведений;
- Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова;
- Марат Фахрисламович Муртазин, ректор Московского Исламского Университета, член Президиума Духовного управления мусульман России, заместитель председателя Совета муфтиев России;
- Максим Леонардович Шевченко, ведущий телепрограммы «Судите сами» Первого канала;
- Татьяна Эдуардовна Петрова, начальник отдела релиональной и этнокультурной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ;
- Алексей Алексеевич Шорохов, поэт, литературный критик, секретарь Правления Союза писателей России, лауреат премии Виктора Розова «Хрустальная роза»;
- Александр Архангельский, писатель, телеведущий, обозреватель газеты «Известия»;
- Наталья Барщевская, адвокат, партнёр коллегии адвокатов «Барщевский и партнёры», кандидат юридических наук.
Цель круглого стола заявлялась как обсуждение экспертами возможностей изучения курса «Основы православной культуры». Однако ряд организационных моментов (неожиданные изменение регламента в нарушение договорённости с участниками, раздача прокламаций какого-то Института свободы совести и др.), элементы манипулирования сознанием, использованные во время работы круглого стола и обнаруженные сидящими в зале журналистами, откровенно предвзятое, с искажениями, информации, освещение выступлений участников круглого стола сотрудницей РИА Новости, вызывают возмущение присутствовавших и убеждают, что цель мероприятия преследовалась иная. Но, как ни странно, обсуждение «острого» вопроса на круглом столе проходило очень плодотворно, и почти единодушно, если не считать некоторые вызывавшие смех «странные» явления: кандидат юридических наук Наталья Барщевская не слишком хорошо ориентировалась в российских законодательных документах и в основных понятиях в области религиозного и религиозно-познавательного образования, а о чём говорил г-н Архангельский, вообще было трудно понять, потому что, опоздав и прослушав начальные выступления, он упорно говорил о чём-то своём, возражал против изучения ОПК и высказывал уверенность в необходимости введения в школах Закона Божиего традиционных религий. Остальные же участники вполне друг друга понимали, внимательно выслушивали, дополняя друг друга в поисках конструктивного решения по важнейшей теме в образовании. Участники подчёркивали необходимость изучения курса «Основы православной культуры» во всех школах, считая наиболее удачной форму учебного курса в сетке часов, то есть обязательный предмет в целях повышения качества гуманитарного школьного образования, духовно-нравственного воспитания, профилактики конфликтов на религиозной и национальной почве. Марат Фахрисламович Муртазин, высказав уважение к трудам А. В. Бородиной, однако выразил мнение, что обучение «Основам православной культуры» должно быть в форме факультативной, но не обязательной. Представитель Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Т. Э. Петрова многократно подтверждала позицию Министерства: регионы имеют право на самостоятельное определение регионального компонента образования. Когда Т. Э. Петрова отнесла к «Основам православной культуры» региональные краеведческие курсы, однако, это вызвало возражения из зала, присутствовавшие справедливо заметили, что в таком случае и москвоведение можно было бы отнести к ОПК. Алла Валентиновна Бородина убеждена, что проблем с введением курса «Основы православной культуры» не должно быть: есть социальный заказ на изучение нового предмета, есть программа, апробированная и получившая высокую оценку самых уважаемых специалистов; издано в соответствии с самыми строгими гигиеническими требованиями более 15 учебных и методических пособий А. В. Бородиной по 6 разделам программы, пособия прошли необходимые экспертизы и получили грифы Министерства образования и науки или региональных департаментов образования ; во всех городах России, где вводится преподавание ОПК, организуются курсы подготовки учителей. Автор и разработчик курсов «Основы православной культуры» и «История религиозной культуры», напомнила, что первый учебник и курс «Основы православной культуры» родились в рамках программы «История религиозной культуры», в которой предусмотрено и изучение древних и мировых религий. Но социальный заказ сформировался именно на «Основы православной культуры», и мы, живя в демократическом правовом государстве, с этим должны считаться. Содержание не меняется от того, как будет назван новый предмет – по названию программы – или – по заказу социума и названию первого учебника и части разделов программы, но нужно уважать заказчика образования, мнение народа. Проблемы ОПК нет, считает А. В. Бородина, есть две другие проблемы в нашем обществе: 1) нетерпимость и невежество некоторых чиновников в государственной системе образования и 2) проблема безнаказанной практики использования СМИ в целях разжигания религиозной и национальной вражды. Последняя проблема – это болезнь СМИ, связанная с угрозой миру и благополучию государства, которое, к сожалению, упорно не замечает и не реагирует на это страшнейшее явление в современной жизни россиян. Есть газеты, цели которых, по мнению граждан России, – разжигание розни, клевета, оскорбление чести и достоинства верующих, патриотов. Так, например, корреспондент цитирует фразу из учебника, вольно обрывает, вкладывает свой собственный ксенофобский смысл, а обвиняет автора учебника. Используется подмена понятий и названий, например вместо «Основы православной культуры» курс называют «Основами православии» или «Законом Божьим». Замалчивается факт издания более 15 учебно-методических пособий А. В. Бородиной, что все пособия, представленные в Федеральный экспертный совет Министерства образования и науки, получили необходимые грифы. Комплект учебно-методических пособий издаётся в соответствии с самыми высокими требованиями НИИ Гигиены и санитарии. Эта информация замалчивается, а первый учебник преподносится как единственный учебник на все годы обучения. Ложь, искажение фактов, глумление над чувствами верующих стали нормой в либеральных СМИ. Большинство россиян убеждены, что газеты «Новые известия», «Комсомольская правда» и некоторые другие преследуют экстремистские цели, разжигая религиозную и национальную рознь. Недавно, РЕН ТВ обратилось с просьбой дать интервью о курсе ОПК. Репортаж же был сделан так, что вместо урока ОПК в светской школе после выступления автора курса была показана молитва на уроке Закона Божиего в конфессионально ориентированной школе. Фактов искажения информации и оскорбления достоинства верующих и граждан русской национальности, подтасовки фактов набралось так много, что они должны стать предметом специального расследования. В целом же современные тенденции в образовании, обусловленные движением снизу, от родителей, от заказчика образования, говорят о желании видеть своих детей образованными, культурными и нравственными.
|
|
|